Много не смейтесь! Чрезмерный смех омертвляет сердце.
Смех и улыбка являются такими особенностями человека, посредством которых он выражает свое психологическое состояние.
Смех человека в определенные моменты является нормальной, природной реакцией. Однако порой некоторые смеются слишком часто и без видимой причины.
Поэтому законы Ислама требуют, чтобы при смехе соблюдались определенные правила приличий.
Как известно, смех бывает в виде улыбки, хохота. Чтобы узнать критерии смеха, нужно знать о привычках и советах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по этому поводу.
Айша (радыйаллаху анха) рассказывала:
«Я никогда не видела, чтобы Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) заливался хохотом. Обычно он улыбался». Бухари.
Джарир бин Абдуллах (радыйаллаху анху) говорил, что «с тех пор, как я принял Ислам, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) всегда приглашал к себе, и при виде меня он всегда улыбался». (Бухари, Адам,68)
По словам Абдуллаха бин Хариса (радыйаллаху анху), он не видел никого «улыбчивее Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)». (Тириизи, Манакиб, 10)
Как следует из этих рассказов, у Пророка (мир ему и благословение) было улыбчивое и приветливое лицо.
Даже в тяжелые минуты невозможно было заметить на его лице следы тревоги.
Он никогда не подавал вида товарищам, что ему порой бывает тяжело. Особенно широко он улыбался, когда встречал людей, которых сильно любил.
Когда он слышал приятные рассказы или шутки, он так смеялся, что были видны его коренные зубы.
Например, Айша (радыйаллаху анха) рассказывала, что когда в стране была страшная засуха, люди часто стали обращаться за помощью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Тогда он вышел на открытую площадь, и, взойдя на возвышение, произнес короткую речь.
Затем он вместе с мусульманами совершил намаз. Не прошло много времени, как на небе загремел гром, и засверкали молнии. Потом сильно полил дождь, и по улицам потекли ручейки.
И именно тогда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) так сильно смеялся, что были видны его коренные зубы. (Абу Дауд,)
Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал сподвижникам:
«Я знаю того, кто самым последним выйдет из адского пламени и самым последним войдет в Рай. Это такой человек, что в Судный день его приведут к месту суда и скажут: «Покажите ему его маленькие грехи и скройте большие!» Затем ему покажут его маленькие грехи и спросят:
- Разве не ты в такой-то день делал это, а в такой-то день совершил то?
Человек не станет отпираться и признается.
Затем ему станут показывать его большие грехи, и его охватит сильный ужас. Именно в этот момент ему скажут:
- У тебя на счету вместо каждого греховного поступка есть хороший.
В это время тот человек (боясь, что сейчас покажут все его большие грехи) скажет:
- О Господи! Я совершил еще немного грехов, но я их сейчас не вижу».
Абу Зарр (радыйаллаху анху), который рассказывал этот хадис, передавал, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), рассказав эту историю, настолько сильно улыбался, что были видны его коренные зубы. (Муслим, Иман, 314)
Согласно сведениям Абдуллаха бин Масуда (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал однажды:
«Я знаю состояние человека, который последним выйдет из Ада. Он выйдет ползком. Ему скажут:
- Давай, иди в Рай!
И он направится в сторону райских садов. Когда он подойдет туда, он увидит, что обитатели Рая заняли все места. Все вокруг будет заполнено. Он повернется обратно и взмолится Аллаху:
- О Господи! Каждый занял свое место. Все кругом так переполнено, что некуда войти.
У него спросят:
- А помнишь, насколько была бескрайней земля? Он ответит:
- О Аллах! Я помню это! Всевышний прикажет ему:
- В таком случае, ты можешь попросить меня обо всем, что желаешь!
Раб попросит у Аллаха все, что он желает, и ему будет все это дано и увеличено в десять раз. Увидев это, раб обратится к Господу:
- О мой Господь! Ты Всемогущий Владыка!»
Абдуллах после рассказывал, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), закончив эту историю, так сильно улыбался, что были видны его коренные зубы. (Муслим, Иман, 308; Тирмизи, Джаханнам, 10)
Мы должны хорошо изучить правила улыбки и смеха в свете учения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Конечно, услышав шутку или хорошую весть, каждый человек улыбнется.
Ведь это нормальное свойство человека, но при этом нельзя громко смеяться, хохотать.
Согласно религиозным предписаниям Ислама, организация вечеров смеха, которые длятся несколько часов подряд, является пустой тратой времени. К тому же, чрезмерный смех вовсе не значит, что этот человек улыбчивый по своему характеру. Часто это является признаком беспечности и невежества.
Поэтому Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) часто говорил: «Много не смейтесь! Чрезмерный смех омертвляет сердце» (Тирмизи,).
Он (мир ему и благословение) часто говорил сподвижникам:
«Если бы вы знали о том, что ведомо мне, вы бы мало смеялись и часто плакали».(Бухари, )
Тем самым он подчеркивал, что нужно тревожиться за свое будущее, чтобы обрести вечную жизнь, нужно часто плакать, ибо только те, кто действительно ощущает могущество Аллаха, могут плакать от страха.
Причиной частого смеха является обыкновенное невежество и нравственная глухота.
По этой причине Аллах повелел:
فَلْيَضْحَكُواْ قَلِيلاً وَلْيَبْكُواْ كَثِيرًا جَزَاء بِمَا كَانُواْ يَكْسِبُونَ
«Но пусть они немного посмеются, ведь им придется много плакать, как воздаяние за то, что (их дела им) предварили».«Тауба», 9/82.