Вопрос:
Хотелось бы узнать, подтверждена ли достоверными хадисами практика расходовать деньги на нужды семьи 10-го Мухаррама. Если да, то желательно потратить эти деньги на еду и питье или можно сделать другие подарки?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим — на том
В связи с этой темой можно привести два хадиса. Один касается в целом милостыни, подаваемой 10-го Мухаррама (то есть в день Ашура), а второй касается того, какое достойное дело — тратить деньги на семейные нужды в этот день.
Что касается милостыни в общем, то от нашего господина Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах) передается, что он сказал:
«Кто бы ни постился 10-го Мухаррама (Ашура), он как будто бы постился целый год. И, кто бы ни подал милостыню в этот день, это будто бы милостыня за целый год» (передано имамом Ибн Раджабом аль-Ханбали в «Лата’иф аль-Ма’ариф» от Абу Мусы аль-Мадини).
Что касается практики тратить деньги на нужды семьи и быть щедрым к домашним, то передается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:
«К тому, кто щедро потратит имущество на семью 10-го Мухаррама (день Ашура), Аллах будет щедр в течение целого года»(передано имамом Ибн Раджабом аль-Ханбали в «Лата’иф аль-Ма’ариф» от Табарани в «Аль-Авсат» и аль-Байхакы в «Шу’аб аль-иман»).
В течение всей своей жизни Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) выказывал глубокую любовь и искреннюю нежность к детям. Стараясь понять их проблемы, он серьезно беседовал с ними и, разрешив создавшуюся ситуацию, указывал им правильное решение. Он, говоря
«у кого есть ребенок, пусть сам становится ребенком», (Дайлами, 3/513) часто ласкал детей.
Однажды, когда он целовал своего внука Хасана, его увидел некий Акра бин Хабис, который сказал:Вы целуете детей? У меня их десять, но я их никогда не целую!Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил ему:
- Кто не проявляет милосердия, к тому никто не проявит милости! (Бухари, Адаб, 18; Муслим, Фадаиль, 65).
Эти и другие хадисы указывают, что нужно проявлять щедрость к семье и подопечным и в этот день потратить на еду и другие вещи для них больше, чем в другие дни. Можно подарить деньги, еду и напитки или сделать какие-то другие подарки.
Хотя некоторые ученые сочли эти хадисы слабыми (да’иф), многие другие, такие как имам аль-Байхакы, Хафиз аль-Иракы и Ибн Хиббан, сказали, что на них можно опираться. Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали передает от имама Ахмада ибн Ханбаля (да помилует его Аллах), что тот нашел для них опору. Также он цитирует слова Суфьяна ибн Уяйны (да помилует его Аллах): «Я поступал так (тратил на семью) в течение пятидесяти или шестидесяти лет и нашел в этом лишь благо» (Лата’иф аль-Ма’ариф, с. 64).
Более того, даже если считать эти хадисы слабыми, ученые в целом согласны, что дозволено совершать поступки согласно слабым хадисам, в которых говорится о праведных делах, если только эти хадисы не выдуманы (мавду’).
Итак, подытожим: расходовать больше на нужды семьи 10-го Мухаррама будет праведным и вознаграждаемым делом. Можно купить еду, напитки или другие вещи для семьи. Однако не следует считать, что такая практика однозначно установлена, и поэтому не нужно придавать ей особую важность.
А Всевышний Аллах знает лучше.