Аллах Всевышний предостерег нас от шайтана и его коварства, повелевая нам относиться к нему как к врагу.
Сказано в Священном Кур`ане
فَاتَّخِذُوهُ عَدُوًّا
«Относитесь к нему [шайтану] как к врагу».(Сура «Фатыр», Аят 6)
В изречении Пророка Мухаммада, мир Ему, переданном имамом Ибн Хиббаном от Абу Хурайры от ‘Айши, да благословит их Аллах, сказано о том, как шайтан пытается сбить человека с Истинного пути:
يَأْتِىالشَّيْطَانُ أَحَدَكُمْ فَيَقُولُ مَنْ خَلَقَ السَّموَاتِ وَالأَرْضَ فَيَقُولُ: الله، فَيَقُولُ (أَيِ الشَّيْطَانُ) مَنْ خَلَقَ اللهَ، فَإِذَا أَحَسَّ أَحَدُكُمْ بِذَلِكَ فَلْيَقُلْ ءَامَنْتُ بِاللهِ وَبِرُسُلِهِ“
«Шайтан приходит к мусульманину с целью ввести его в заблуждение
[говоря ему или внушая его сердцу через внутренний голос, который не слышат уши] и спрашивает его: «Кто создал небеса и землю?». Мусульманин отвечает: «Аллаh». Тогда шайтан опять спрашивает: «Кто создал тебя?», мусульманин отвечает: «Аллаh». И снова шайтан спрашивает [желая ввести человека в неверие]: «А кто создал Аллаhа?» [Задавать такой вопрос является неверием, так как Аллаh не создан — Он существует вечно без начала.
А шайтан такими вопросами пытается заставить человека сомневаться в истине и подтолкнуть его к неверию]. Если это произойдет с кем-либо из вас, то скажите:
ءَامَنْتُ بِاللهِ وَبِرُسُلِهِ
«Я верю в Аллаhа и Его Посланников».
В другой передаче этого Хадиса сказано:
“فَإِذَا أَحَسَّ أَحَدُكُمْ بِذَلِكَ فَلْيَنْتَهِ”
«Если это произойдет с кем-либо из вас, то не поддавайтесь искушениям, перестаньте думать об этом и думайте о чем-то другом».
То есть мусульманин не должен поддаваться сомнениям, а, наоборот, должен противостоять искушениям шайтана, еще больше укрепляясь в истине. Человек не отвечает за плохие мысли, возникшие из-за искушений шайтана, если он отрицал их сердцем.
Имам Аль-Бухарий передал от Абу Хурайры, да благословит его Аллаh, следующий Хадис:
قَالَ رَجُلٌ يَا رَسُولَ اللهِ إِنَّا لَنَجِدُ شَيْئًا فِي أَنْفُسِنَا مَا لا نُحِبُّ أَنْ نَتَكَلَّمَ بِهِ فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: وَقَدْ وَجَدْتُمْ ذَلِكَ، قَالُوا نَعَمْ، قَالَ فَذَلِكَ صَرِيحُ الإيمَانِ
«Один человек спросил Пророка Мухаммада, мир Ему: «О, Посланник Аллаhа! Иногда у нас появляются такие мысли, которые мы не любим. На что Пророк ответил, что если мусульманин отвергает мысли, противоречащие Вере, которые приходят к нему непроизвольно, то это и есть крепкая Вера».
Если у человека непроизвольно появляются такие плохие мысли, как например: «Аллаh сидит на престоле» или «Аллаh живет на небесах», или «Аллаh имеет начало», или «Аллаh создан», то нельзя воспринимать эти мысли положительно, так как эти утверждения являются неверием! Каждый из нас должен отвергать и не одобрять сердцем такие мысли.
Имам Ибн Хиббан передал от ‘Абдуллаhа ибн Мас‘уда, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
إِنَّ لِلشَّيْطَانِ لَمَّةٌ وَلِلْمَلَكِ لَمَّةٌ فَأَمَّا لَمَّةُ الشَّيْطَانِ فَإِيعَازٌ بِالشَّرِ وَتَكْذِيبٌ بِالْحَقِّ“
وَأَمَّا لَمَّةُ الْمَلَكِ فَإِيعَازٌ بِالْخَيْرِ وَتَصْدِيقٌ بِالْحَقِّ فَمَنْ وَجَدَ ذَلِكَ فَلْيَحْمَدِ اللهَ”
«Воистину, у шайтана есть свои пути воздействовать на человека, а у Ангела — свои.
Но пути шайтана — это искушения и наущения для того, чтобы люди совершали зло, отрицали истину, погрязли в заблуждениях.
А пути Ангела — это призыв к соблюдению, чтобы люди совершали добро, следовали истине. Тот, кто получает именно это (призыв к соблюдению от Ангела) — пусть восхваляет Аллаhа!»
То есть шайтан искушает человека, стараясь ввести его в заблуждение, подталкивает его к совершению зла, уговаривает делать грехи. Он отвергает Истину и подталкивает человека к сомнению в ней.
Например, когда шайтан искушает человека, говоря ему: «Откуда ты знаешь, истина это или нет?», «Неужели что-то будет на том свете?» Или искушает человека, говоря ему: «Откуда ты знаешь, что существует ад, в котором будут наказаны неверующие и грешники? Может быть, всё это — ложь?» И кто начинает сомневаться в этом, тот уже не мусульманин. Просим Аллаhа уберечь нас от зла шайтана и от неверия!
Если шайтан не может сбить человека с пути истины, то старается хотя бы уговорить его не делать добрых дел, например, не давать милостыню, внушая ему: «Не давай милостыню бедным, возможно, ты сам скоро обеднеешь, поэтому оставь это для себя».
И такими наущениями шайтан отталкивает человека от совершения благих дел.
Ангелы же, наоборот, побуждают человека к совершению благих дел, напоминая ему о вознаграждении за это. Они стараются укрепить человека в Вере, чтобы он ещё больше полагался на Аллаhа, готовился к Судному Дню. Таким образом, иногда человек ощущает в сердце то, что толкает его к заблуждению, распущенности и грехам (это от шайтана), а иногда — то, что побуждает его к совершению добра и отдаляет его от совершения грехов (и это — от Ангелов).
Поэтому, чтобы быть в числе благословенных, пусть человек принимает добрые советы Ангела и отвергает злые наущения шайтана.
Просим Аллаhа сохранить нас от искушений шайтана и укрепить наши сердца в следовании истине.