Известно, что дети рождаются на свет чистыми от грехов. Их можно сравнить с прозрачным стаканом: что родители и окружающие «нальют» в него, то и увидят в последствии.
Прежде всего, ответственность за воспитание детей лежит на родителях(попечителях).
В современном обществе родители, как правило, большую часть времени проводят на работе, а в свободное время стараются отдохнуть и не уделяют должного внимания своим детям.
На «помощь» родителям приходят телевизор, компьютер и другие развлечения которые отвлекают детей и они не «мешают им отдыхать» или заниматься своими делами.
При этом родители прикрываются такими отговорками «Мы же для детей стараемся — работаем чтоб у них всё было! Что бы дети учились в самых престижных школах, что бы были сыты, одеты, и здоровы. Поэтому у нас нет времени заниматься ими лично».
Что в итоге происходит? Дети вырастают, и оказывается, что родители совершенно их не знают. Это потому что не они воспитывали своих детей а другие!
И отсюда появляется расхождение во взглядах, в культуре поведения и во многом другом. Такое отношение к воспитанию детей опасно! Особенно в современном мире, где наряду с распространившимися заблуждениями и пропагандой греха бытует «вседозволенность».
Целые поколения вырастают с представлением, что могут получить всё, что хотят.
Сначала в детстве они просят незначительные вещи и получают их, затем начинают требовать большего и привыкают к тому, что им всё доступно.
В результате они не готовы к трудностям и испытаниям взрослой жизни. Они не умеют строить отношения с другими людьми, не могут образовать крепкую семью и сдаются перед сложностями. И часто это приводит их к совершению грехов.
В Исламе большое внимание уделяется теме воспитания детей, что бы ребенок с детства получил необходимые знания по Религии, сохранил Веру до конца своих дней и всегда выполнял обязанности, ограждая себя от грехов, а также был послушным родителям, имел высокую культуру и нравственность.
Кроме общих вопросов воспитания, есть особые рекомендации, как вести себя с детьми в разных ситуациях.
Например, если ребенок что то требует купить, то не спешите сразу выполнять его просьбу, даже если у вас есть возможность для этого. Напомните ему, что уже недавно покупали для него что то. Пусть ребенок поймет, что не всегда удается получить всё желаемое и не всегда есть средства на это. Таким образом, нужно показать ребёнку что в жизни случаются сложности.
Некоторые родители рано укладывают детей и дают им спать сколько угодно.
Они говорят: « Пусть спит сколько захочет — на здоровье»
Это не полезно для него, так как у ребенка появляется лень, которая впоследствии может мешать соблюдению обязанностей т. выполнению других добрых дел.
Надо будить его рано по утрам. Так же нужно приучать его просыпаться в любое время, например, на ночной Намаз, сухур, даже если он не держит Пост, утренний Намаз , после которого лучше читать Зикр до восхода — в этом есть особый секрет.
Нужно что бы он осознал необходимость трудиться и иногда сдерживать свои желания.
Пусть поймёт , что не всё доступно ему:
« Что хочешь — пожалуйста», «Ешь то, что хочется, одевай то, что нравиться» — это не правильный подход.
Не стремитесь к постоянному разнообразию в одежде и еде. И лучше пусть ребёнок ест, когда голоден, а не по режиму.
Излишество в еде не способствует ни укреплению здоровья, ни улучшению духовного состояния.
Как этого достичь — это уже искусство воспитания.
Большая ошибка – выполнять все желания ребенка, лишь бы не слышать его крик. Бывает, что один из родителей приходит уставший с работы домой и, желая спокойствия говорит другому, «Сделай что он хочет — пусть успокоиться».
А в результате растет избалованный и эгоистичный человек.
Полезно, для всей семьи собираться и делать что –то вместе:
например, вместе молиться, проводить досуг, собираться за столом. Это приучает к порядку и развивает добрые отношения в семье.
Если вы рано уходите на работу, то разбудите детей пораньше и позавтракайте вместе — пусть это станет традицией.
Приучайте детей желать другим того же, что и себе. Приятно видеть, когда ребенок за столом вспоминает, что отец любит это блюдо и говорит маме «Давай оставим это папе».
Когда семья сплочена и все члены семьи действуют сообща, тогда дети привыкают к совместной жизни и учитывают интересы других.
Приучайте его делать сунну. Подарите ребенку сивак, и пусть он постоянно использует его. Пусть он привыкает делать сунну при выполнении омовение, носить четки, даже если не читает много Зикра — со временем это станет его привычными действиями.
Учите ребенка быть щедрым.
Например, дайте ребёнку что то ценное и попросите отдать его другому, например, бедному. Он привыкнет не только получать, но и отдавать и когда вырастет ему будет легко расставаться с материальными благами в пользу других людей.
Старайтесь следить, с кем дружит ваш ребенок.
Когда один благочестивый мусульманин почувствовал, что его десятилетний сын попал под плохое влияние других детей, он решил укрепить его в Религии. Он отправился с сыном в другую страну посетить мечети и исламские музеи. А так же он поехал с ним в Медину посетить могилу Пророка, мир Ему и благословение. И в результате стараний отца его сын с малого возраста взялся за получение религиозных знаний.
Помните, что если пропустить важный момент в воспитании, то за короткое время ребенок может выйти из-под контроля и перестать слушаться.
Ваши дети нуждаются в вашем внимании! Не думайте, что оставив их, даже в целях заработка. Вы сделаете лучше для них. Лучше для них — когда вы рядом!