Недолго длилась радость Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и мусульман, благополучно спасшихся от блокады многобожников. Ибо почти сразу же после устранения блокады скончался дядя Пророка Абу Талиб, бывший покровителем и самоотверженным защитником как Посланника Аллаха, так и верующих.
Время от времени Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) весьма настойчиво просил его принять Ислам. Абу Талиб же отвечал племяннику так:
«Я знаю Твою истину. Однако если я уверую в Тебя, то тогда меня осудят женщины Курайша!!!»
Душой он принимал пророчество Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), но враждебность, царившая вокруг мусульман, заставляла его отвергать то, что необходимо было принять.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в момент нахождения дяди на смертном одре, желая, чтобы он отдал душу Господу, уверовав в Него, настойчиво попросил:
«О дядя! Пожалуйста! Скажи эти слова, чтобы Аллах подарил тебе вечное счастье!»
Абу Джахиль, находившийся в это время там, воспрепятствовал этому. Ибо, тогда как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) непрерывно наставлял Абу Талиба произнести слова Свидетельства Ислама, Абу Джахиль, в противоположность ему, внушал обратное, говоря: «Ты исповедуешь религию своих предков!» В конце концов, последними словами Абу Талиба, обращенными к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), были следующие слова:
«Я умираю, исповедуя старую религию (религию Абдуль-Мутталиба). Я бы принял твои слова, если бы Курайшиты не сказали, будто я поменял религию из страха перед смертью!» (Бухари «Джанаиз, 81; «Манакыбуль-Ансар, 40; Ибн Сад, I, 122-123)
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) в печали удалился из дома своего дяди, сказав ему, что будет постоянно молить Аллаха о его прощении и отпущении его грехов. В ответ на это Всевышний Аллах сказал:
إِنَّكَ لَا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَن يَشَاء وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ
Значение: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого любишь. Только Аллах ведет по пути истины того, кого пожелает…» (Сура «Аль-Касас», 56).
Поиски путей постижения истины — хидайя — это Божественный свет, ведущий раба Аллаха к истинной религии. И выпадает такое счастье лишь на долю тех, чьи души имеют склонность к Аллаху, а сердца испытывают любовь к Нему.
Священный Коран гласит следующее:
وَيَهْدِي إِلَيْهِ مَنْ أَنَابَ
Значение: «(Аллах) ведет по пути истины тех, кто раскаялся (пред Ним)». (Сура «Ар-Рад», 27).
Усилия, проявляемые людьми в этом отношении, являются лишь причиной. Поэтому не всегда возможно, чтобы кто-либо удостоился счастья постижения истинной религии (хидайя).
Cмерть Хадиджи
Не прошло еще и трех дней со дня смерти Абу Талиба, погрузившей нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в глубокую печаль, как скончалась и Мать Правоверных, святая женщина Сайидатун-Ниса, верная спутница его и подруга, великая опора, разделившая с Посланником Аллаха все его беды и несчастья.
К печали, охватившей сердца Посланника Аллаха и верующих, прибавилась еще одна большая беда.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сам лично опустил тело горячо любимой им супруги в могилу. Душу Господина Миров переполняла печаль, а глаза Его были полны слез.
Мать Правоверных Хадиджа (радийаллаху анха) была для Света Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) верным преданным советником в деле распространения религии Ислам. Она была для него источником спокойствия, подругой, разделявшей с ним все его беды.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) воспринял ее смерть настолько тяжело, и она настолько потрясла Его, что даже послужила поводом для следующих Его слов:
«Я уж и не знаю, какая из этих двух напастей, свалившихся на голову этой общины, вызывает у меня большее страдание!»(Якуби, II, 35; Табари «Тарих», II, 229).
Из-за этих двух печальных событий 10-ый год мекканского периода был назван «Годом печали».
Вместе с кончиной дяди и супруги у нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) не осталось в бренном мире ни единой опоры. Не осталось никакого прибежища. Его духовный мир, таким образом, стал принадлежать исключительно Всевышнему Аллаху. Ибо Единственный Создатель, кому следует подчиняться, проявляя смирение, только Всевышний Аллах. Да и в детстве, будучи лишен защиты отца, матери и деда, он был воспитан и взращен Аллахом.
Мать Правоверных Хадиджа (радийаллаху анха) была очень добродетельной женщиной.
Однажды ангел, передававший Божественные откровения нашему Господину Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), придя к нему, сказал:
«О Посланник Аллаха! К Тебе направляется Хадиджа с миской в руках, в которой находится еда. Когда Хадиджа придет к Тебе, то Ты передай ей привет от Господа Твоего и от меня. Сообщи ей радостную весть о том, что ей уготован жемчужный дворец в раю, где нет шума и усталости, а есть только покой!»(Бухари «Манакыбуль-Ансар, 20)
Хадиджа на это приветствие ответила так:
«Он (Аллах, чья слава превыше всего) есть Сам, кто дает мир и покой. Мир и покой исходят от Него. Да пребудет в мире и Джабраиль! О Посланник Аллаха! Пусть снизойдут на Тебя мир, милость и благодать Аллаха!»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не забывал свою благословенную супругу на протяжении всей своей жизни, продемонстрировав самый прекрасный образец верности и преданности ей.
Рассказывает Айша (радийаллаху анха):
«Ни одна из жен Пророка не вызывала во мне такого чувства зависти, как Хадиджа. К тому же, я ее никогда не видела. Однако Посланник Аллаха частенько вспоминал о ней. Когда забивали овцу, то очень часто Он отправлял мясо друзьям Хадиджи. Как-то, не сдержавшись, я сказала Посланнику Аллаха:
«Как будто на свете не осталось ни одной женщины, кроме Хадиджи!»
Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), перечислив все ее наилучшие качества, ответил:
«К тому же, она родила моих детей!»
И тогда я подумала:
«Я больше никогда не скажу ни одного худого слова в адрес Хадиджи».(Бухари «Манакыбуль-Ансар», 20; «Адаб», 73; Муслим «Фадаилюс-Сахаба», 74-76).
Однажды сестра Хадиджи Халя бинти Хувайлид попросила разрешения войти в комнату, где находился Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).
Посланник Аллаха, вспомнив голос Хадиджи, взволнованно сказал:
«Мой Аллах! Да это Халя бинти Хувайлид!»(сестра Хадиджи).
Наблюдавшая эту сцену Айша (радийаллаху анха), не выдержав, сказала:
«Что ты все время вспоминаешь какую-то старуху из племени Курайш, у которой от старости выпали все зубы, и которая умерла когда-то давным-давно. Аллах тебе дал вместо нее гораздо более благословенную женщину!»
Под словами «гораздо более благословенную» Айша подразумевала себя. Сочтя ее слова неуместными,
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил так:
«Нет, Всевышний Аллах не дал Мне жены благословеннее ее. Она поверила Мне в то время, как народ не верил в Меня. Она признала и приняла правоту Моих слов в то время, когда каждый называл Меня лжецом. В то время, когда никто не давал Мне что-либо, она оказала Мне поддержку, отдав Мне все свое добро и все, чем владела. А также Аллах, проявив ко Мне благосклонность и оказав мне милость, подарил Мне детей от нее». (Ибн Ханбаль, VI, 118).