Реклама отражает явления, происходящие в обществе, и часто на подсознательном уровне составляет ошибочное представление о внешнем виде, образе женщины, её поведении. Сегодня реклама полностью захватила окружающий мир человека.
Как ни странно, женское тело зачастую продает товары, которые к женщине никакого отношения не имеют: автомобили, компьютеры, мужской одеколон.
У мужчин возникает ассоциация, что вместе с продуктом он приобретает и красивую девушку. Помимо навязывания социальной роли, реклама навязывает ещё и стандарты женской красоты.
В рекламных роликах в основном показывают молодых и стройных женщин, очень редко используется образ женщины старше 35 лет, если это не реклама средств от морщин.
И на фоне этого у женщин могут возникнуть комплексы. Каждая вторая современная женщина недовольна своей фигурой. Девушки сравнивают своё тело с фотографиями моделей в модных журналах и впадают в депрессию — ведь до «идеала» им худеть и худеть.
Они изнуряют себя диетами, попадают в больницы с диагнозом «обезвоживание» и «дистрофия», в то время как мужчины, насмотревшись журналов, зачастую считают, что именно тощие красавицы с обложки — это норма.
Образы женщин использовались в рекламе и раньше. Тогда производители товаров помещали изображение девушки на этикетку, рекламный плакат или упаковку и это означало, что товар предназначен для женщин.
Но, к сожалению, сегодня в рекламе женщина — словно маяк, призванный привлекать внимание. Рекламисты используют разные образы женщин, из них можно выделить два основных:
Женщина —домохозяйка — один из самых распространённых и старых образов в рекламе. Под этим типом объединены несколько женских прообразов: женщины-матери, женщины-хранительницы домашнего очага, женщины-заботливой и верной жены.
Основная задача такой женщины: готовить, стирать, гладить, чистить, т.е., делать жизнь мужчины светлее и лучше. Они во всем должны ориентироваться на главу семьи, все свои усилия направлять на поддержание положительной атмосферы в семье, а не на себя. И это лучшее, как можно показать женщину.
В противовес ему выставляется образ женщины как сексуальной партнёрши. Они демонстрируют то, какой должна быть девушка, показывают образ — идеал, к которому, по мнению создателей рекламы, должна стремиться современная женщина.
Свою молодость девушка рассматривает как источник свободы, удовлетворяя эту потребность, забыв о духовности. Мы не ценим то, что дал нам Всевышний Аллах, не говоря уже о благодарности. Такие рекламы направлены на категорию женщин, придерживающихся понятия «демократия», равенство полов и отдаление от домашних хлопот, работа — это единственный интерес таких женщин.
عن أم حميد امرأة أبي حميد الساعدي رضي الله عنهما : ( أنها جاءت النبي صلى الله عليه وسلم فقالت : يا رسول الله إني أحب الصلاة معك قال : قد علمت أنك تحبين الصلاة معي ، وصلاتك في بيتك خير لك من صلاتك في حجرتك ، وصلاتك في حجرتك خير من صلاتك في دارك ، وصلاتك في دارك خير لك من صلاتك في مسجد قومك ، وصلاتك في مسجد قومك خير لك من صلاتك في مسجدي. رواه أحمد
От Умму–Хумайд (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она пришла к Пророку (мир ему и благословение) и сказала: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я хочу совершать намаз за тобой в твоей мечети», Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Я знаю, что ты хочешь совершать намаз за мной, но твой намаз у тебя дома лучше, чем твой намаз в твоей худжре (кабинет), а твой намаз в твоей худжре лучше для тебя, чем твой намаз в твоём дворе, а твой намаз во дворе твоего дома лучше для тебя, чем твой намаз в твоей квартальной мечети, а намаз в твоей квартальной мечети для тебя лучше для тебя, чем намаз в моей мечети».
И тогда она попросила оборудовать ей мечеть в самом дальнем и тёмном углу её дома и она совершала там намаз, пока не отошла в мир иной.
Женщина должна беречь себя от посторонних взглядов. Даже выходя на улицу в открытой одежде, она не может быть уверенной в том, что избежит плохих взглядов, намёков и приставаний посторонних мужчин, не говоря уже о намеренном выставлении себя напоказ.
В Священном Коране Всевышний Аллах говорит,
وَقَرْنَ فِي بُيُوتِكُنَّ وَلَا تَبَرَّجْنَ تَبَرُّجَ الْجَاهِلِيَّةِ الْأُولَى وَأَقِمْنَ الصَّلَاةَ وَآتِينَ الزَّكَاةَ وَأَطِعْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ إِنَّمَا يُرِيدُ اللَّهُ لِيُذْهِبَ عَنكُمُ الرِّجْسَ أَهْلَ الْبَيْتِ وَيُطَهِّرَكُمْ تَطْهِيرًا
смысл: «Оставайтесь дома и не покидайте своих домов. Выходите из дома только в случаях, разрешённых шариатом Аллаха. Не показывайте своей красоты и украшений мужчинам, если вы выходите из дома, как делали женщины времён джахилии до Ислама. Выстаивайте полностью обрядовую молитву и раздавайте закят. Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику! Поистине, Аллах Своим установлением вам о разрешённом и запрещённом, желает сохранить вам вашу честь, достоинство и благородство и охранить вас, о вы, члены дома пророка, и очистить вас от скверны и грехов!» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 33).
Как сказал знаменитый французский философ Жозеф де Местр,
«Каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает».
Если применить знаменитый афоризм к современному состоянию рекламного рынка, можно перефразировать его следующим образом:
«Каждый потребитель имеет ту рекламу, которую заслуживает».
Пусть Аллах наставит всех нас на прямой путь, облегчит нам этот путь, и не даст нам отклониться от него ни на мгновение.