Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Они говорят:
إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لَا نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَاء وَلَا شُكُورًا
«Мы кормим вас лишь ради благоволения Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!..»» (сура «Человек», аят 9).
«Мы кормим вас лишь ради благоволения Аллаха…» — то есть, надеясь на Его награду.
«…и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!..»– то есть нам не нужно, чтобы вы отплатили нам тем же, и не нужно, чтобы вы выражали благодарность нам перед людьми. Нам не нужно, чтобы вы преподнесли нам подарок, предложили имущество или оказали какую-нибудь услугу. Будь благодарность выражена языком или как-то по-другому.
По этой причине многие праведные предшественники из числа богобоязненных (ахлю ль-вара’) ничего не брали у людей, которым они сделали что-либо благое.
Доходило даже до того, что если кому-либо из них говорили «Джазака Ллаху хайран» в ответ на садака, он сразу отвечал тем же. То есть, человек не хотел в ответ на своё доброе дело благодарности даже в такой форме.
Как сказали Муджахид и Саид ибн Джубайр, праведники не говорили эти слова «Мы кормим вас лишь радиблаговоления Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» своими языками. Однако Аллах знал, что находится в их сердцах, и похвалил их за это, чтобы другие взяли с них пример.
Некоторые праведные предшественники из числа обладателей знания, когда выходили купить что-нибудь и видели, как люди говорят: «Это такой-то, отнеситесь к нему должным образом», — злились и покидали место торговли. Они говорили: «Мы покупаем вещи за своё имущество, а не за свою религию». То есть человек был имамом, от которого умма получала пользу, и он не хотел, чтобы взамен этого люди уступали ему в его покупках и снижали для него цены.
Более того, передаётся о некоторых обладателях знания, что, желая воды, они не пили из рук человека, который получал от них хадисы. Они отказывались даже от воды, чтобы это не стало благодарностью за передаваемые знания. Это высокие примеры богобоязненности (вара’), связанные с дозволенными вещами.
Обычные люди не достигают такого уровня.
Это было правилом обладателей знания в их обучении и призыве людей к религии Аллаха.
Они не ждали от людей высоких оценок и проявления уважения.
Они не хотели, чтобы им отвечали благом.
Они не совершали свои поступки, чтобы получить за них что-либо в этой дунья.
Они стремились к благоволению Аллаха. Это то, к чему должен устремляться человек в своих поступках.
Сегодня можно увидеть людей, работающих, например, в учебных заведениях или других местах, которые не видят благодарности со стороны директора и бывают недовольны и раздосадованы этим. Они говорят, что их не ценят, и они не слышат слов благодарности.
Если ты желаешь получить то, что находится у Аллаха, то это не должно тебя печалить, ведь «Мы кормим вас лишь ради благоволения Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!..»
Точно так же женщина, которая заботиться о доме, может быть раздосадованной тем, что муж не отвечает благодарностью за её работу, воспитание детей, терпеливое перенесение связанных с ними трудностей, хлопот по дому… Она говорит:
«Я не слышала от него ни слова благодарности за десятки лет, которые с ним живу». Но ведь ты делаешь это ради Аллаха…
Вместе с этим мы говорим, что подобные слова (слова благодарности) имеют свои положительные последствия, и человек должен это учитывать. Однако другой стороне мы говорим: "Ты стремишься к тому, что у Аллаха, поэтому тебе не повредит отсутствие благодарности".
Если человек возьмёт этот аят за правило и будет постоянно помнить о нём, то он, с помощью Аллаха, не прекратит совершать добрые дела, которые приносят пользу окружающим.
Делай, созидай, жертвуй, усердствуй… и не жди от других ничего.
Ведь ты желаешь то, что у Аллаха! Это и есть искренность!