بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله ربَ العالمين والصلاة و السلام على سيّدنا محمد و على آله و أصحابه أجمعين
Хвала всевышнему Аллаhу Господу миров, благословения Аллаhа и мир Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Пища — это милость Аллаhа, которой Он одарил все человечество и все живое. Всевышний Аллаh создал человека, и сотворил его нуждающимся в пище. Поэтому немаловажно то, чем и как человек питается. Посланник Аллаhа сказал: «Для человека нет сосуда хуже, который он мог бы переполнить, чем его собственный желудок. Соответственно, чтобы обрести твердыню (для его существования) — ему нужно совсем немного. И если без этого не обойтись, то треть его — для пищи, треть — для питья и треть — для воздуха».
Подчеркивая важность правильного питания для поклонения Аллаhу, в Коране сказано:
يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وكُلُواْ وَاشْرَبُواْ وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
«О дети Адама! Ешьте и пейте всласть, но в меру — Аллаh не любит тех, кто не умерен» Аль-А`раф, 31
Также немаловажно для существования и здоровья человека и то, чем он питается. Об этом в Коране сказано:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُواْ مِمَّا فِي الأَرْضِ حَلاَلاً طَيِّباً وَلاَ تَتَّبِعُواْخُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ
«О люди! Вы из того, что на земле, берите в пищу лишь благое и разрешенное Аллаhом. Не следуйте стопам Сатаны! Ведь он — ваш враг заклятый… О вы, кто верует! Берите в пищу лишь ту благую снедь, которой вас Мы наделили, будьте Аллаhу благодарны, коль вы поистине, Ему предались» Аль-Бак`ара, 168
Всевышний Аллаh в Коране говорит:
«Я не создал людей и джинов, кроме как для поклонения Мне»
Это, конечно, не означает, что мы должны круглосуточно читать молитвы и совершать намазы. Это означает, что мы, мусульмане, должны строить свою жизнь согласно исламским нормам, согласно шариату. А в шариате предусмотрены все случаи жизни, как для отдельного человека, так и для всего общества. Так вот, если мы когда встаем с постели, работаем, отдыхаем или кушаем, делаем все как это предусмотрено шариатом, тогда каждое наше действие засчитывается как богослужение и за это мы получим вознаграждение и довольства Аллаhа.
Мы раскроем важность правильного питания для достижения духовной чистоты и здоровья, без чего невозможна счастливая жизнь на Земле.
Мы так часто сталкиваемся с аморальным поведением людей. Одна из важнейших причин такого явления — плохая еда, употребления запретного и сомнительного.
Правильное питание.
Всевышний в Коране говорит:
{ يا بني آدم خذوا زينتكم } ما يستر عورتكم { عند كل مسجد } عند الصلاة والطواف
{ وكلوا واشربوا } ما شئتم { ولا تسرفوا إنه لا يحب المسرفين }
Смысл: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения (в то, что скрывает аврат) при каждой мечети (при совершении намаза, тавафа). Ешьте и пейте (что пожелаете), но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (сура «Аль-Араф», аят 31).
Пророк установил порядок принятия пищи.
Посланник Аллаhа сказал: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно, для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть для питья, а ещё треть для дыхания» (ат-Тирмизи, №2302).
Праведные Саляфы поняли смысл этого хадиса — врач ибн Ма Сивайх, прочитав этот хадис, говорил, если бы люди послушались этих слов, то они избавились бы от всех болезней, а больницы и аптеки пустовали бы.
Пророк ибн Аббасу сказал:
يا غلام، سم الله، وكل بيمينك، وكل مما يليك
«О юноша, произноси «Бисмиллягь», когда кушаешь, кушай правой рукой и то, что перед тобой» (Бухари, №4957; Муслим, № 3767).
Также Пророк сказал:
من أكل طعاما، فقال الحمد لله الذي أطعمني هذا ورزقنيه من غيرحول مني ولا قوة،
غفر له ما تقدم من ذنبه
«Тому, кто покушает и скажет «Альхамдуллиллягь аллязи ат`амани hаза ва разак`ниhи мин г`айри х`авлин минни валя к`увватин», прощаются предыдущие грехи» (ат-Тирмизи, №3380; ибн Маджагь, №3276).
Пророк, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и возводит свои руки к небу(повторяя): "О Господь, о Господь!", — однако пища его запретна, и питьё его запретна, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?" (Муслим и ат-Тирмизи).
В Коране говорится:
وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجاً وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لَا يَحْتَسِبُ
«...Тому, кто боится Аллаhа, дает Он выход (из трудного положения), обеспечивает пропитанием, откуда тот и не ждет» (Сура «ат-Талак», 65/2-3).
Также передают, что он сказал:
«Безнравственные из моего народа — это те, которые питаются с роскошью и чьи тела растут на роскоши; и те, кто устремился к разнообразию яств и одеяний; и те, кто стремится быть красноречивым» (ат-Табрани).
Худжат-уль-Ислам Имам аль-Газали, рахимаhуЛлаh, сказал: «Переедание халяля — источник зла, не говоря уже об употреблении харама».
Мусульманин обязан остерегать свой живот от сомнительного и запретного,
Есть три причины, из-за которых мы должны остерегаться от сомнительного и запретного:
1. Для того, чтобы мы спаслись от огня Ада.
Пророк сказал: «Каждое мясо, выросшее на запретном, заслуживает Адского огня».
2.Поистине, человек, который употребляет сомнительное и запретное, становится лишенным возможности совершать хорошие деяния. Если даже с его стороны получится что-нибудь хорошее, то это бывает отвергнутым и не принятым Всевышним Аллаhом. Поэтому от совершения такого деяния он не получает ничего кроме траты времени и усталости.
Пророк сказал: «Сколько же людей совершающие ночные молитвы, не приобретающих ничего, кроме бодрствования ночью и лишения себя сна. И сколько же людей соблюдающих пост и не приобретающих ничего, кроме чувства голода и жажды».
Ибну 'Аббас рассказал: «Всевышний Аллаh не принимает намаз того, в чьем животе есть запретное (Кто пропитан запретным)».
Каждый человек, который считает себя истинным рабом Аллаhа, должен знать, что дозволил Аллаh и что Он запретил.
· Всё, что само по себе является запретным. К ним относятся мертвечина, свинина, спиртное. Употреблять их запрещено всем, кроме тех, которым угрожает смерть от голода и тех, кого принуждают под страхом смерти. Если человек может опьянеть от большого количества какого-нибудь напитка (жидкости), то нельзя этот напиток употреблять и в малом количестве.
· Всё, что само по себе не является запретным, но было приобретено недозволенным способом (воровство, насилие, взятка, проценты) где бы то ни было и у кого бы то ни было. Или, если что-либо было приобретено с нарушением правил торговли, установленных религиозным правом (шариатом). Все вещи приобретённые недозволенным способом являются Харам. Пользование таким имуществом — Харам и употребление таких продуктов — Харам. Такие вещи подлежат возврату истинным хозяевам. Если хозяев невозможно найти, то необходимо раздать бедным в виде милостыни.
· Запрещено чревоугодие. Принимать пищу после насыщения — Харам.
· Так же запрещено употребление ядовитых вещей, испорченную пищу. Например ядовитые травы; гниющие фрукты, сыр, мясо и др. продукты.
· Вещества и растения, имеющие наркотические свойства разрешено использовать только в виде лекарства и лишь по назначению врача — мусульманина.
· Нечистоты. К ним относятся: моча, кровь из вены, грязь.
· Запрещены к употреблению (Харам) слизистые выделения носовой полости, а так же лягушки, мухи, крабы, раки, мидии и т. п. чистые сами по себе, но вызывающие отвращение.
Каждому верующему Предписано (Фарз) шариатом обеспечивать себя едой, чтобы не умереть с голоду, и одеждой, чтобы закрыть постыдные места и предохранится от жары и холода.
Для того, чтобы обеспечить себя мусульманин обязан трудиться. По шариату, в случае крайней необходимости, когда голод грозит смертью разрешается есть все запрещенные виды еды, но обязательно условие — не наедаться досыта, а лишь ограничиться тем количеством которое спасет от голодной смерти. Единственное, что запрещено (Харам) есть умирающему от голода, — это мясо человека.
Если человек умер от голода, добровольно отказавшись от пищи, то впадёт в грех.
Человек обязан принимать пищу, достаточную для того, чтобы стоя совершать молитву и соблюдать обязательный пост.
Вот если человек будет есть и пить после насыщения, то это является Харам.
Исключения составляют случаи, когда это делается для поддержания гостя (чтобы он не прекратил есть из-за того что хозяин не ест) или при Сухуре — перед постом. Разрешается после обеда побаловать себя разными фруктами, сладостями, напитками. Но надо соблюдать умеренность и в этом, а ещё лучше — воздержаться.
Запрещено употребление в пищу мясо животных, убой которых совершали многобожники, идолопоклонники и отступники от Веры в Единого Создателя. Однако, покупать у них рыбу и употреблять в пищу дозволено — Халял.
Запрещено употребление в пищу мясо животных, убой которых совершался не по правилам шариата.
Такое мясо является падалью, а стало быть для употребления — Харам!
Если животное издаёт неприятный запах (возможно питалось нечистотами), то молоко, мясо и шкуру этого животного использовать нежелательно. Животное должно перед убоем содержаться некоторое время взаперти и выкармливаться чистым кормом. Курицу надо выдерживать 3 дня; мелкий рогатый скот — 4 дня; крупный скот — 10 дней.
Также использование мусульманами посуды из золота или серебра для какой бы то ни было цели — запрещено.