Что касается употребления дозволенной пищи более необходимого (переедание), то это является бедой для поклоняющихся, особенно для стремящихся к высоким уровням познания. Имам Газали в книге «Мингьаджуль Абидин» говорит: Я размышлял над этим и нашел десять бед.
1. Переедание является причиной жестокосердия (Кˈасават), приводящее к лишению озарения сердца.
Передано от Пророка (ﷺ): «Вам не стоит портить свое сердце перееданием, поистине сердце от этого портится как огород от избытка воды».
2. Переедание становится проблемой для тела и причиной плохих деяний. С сытым желудком человеку больше нравится смотреть на запретное, слушать запретное и удовлетворять свои страсти. Затем он делает бесполезные и запретные дела. Когда человек ощущает голод, тело бывает спокойным, без стремления к запретному и менее активным.
Абу Джаˈфар передал: «Поистине, если желудок голоден, то остальные органы тела сыты, и если желудок сыт, то остальные органы тела голодны». В результате все разговоры и деяния человека зависят от того, чем он питается. Если он ест запретное, то тянется к запретному. Еда — это семена характера, а деяния — это растения на нем.
3. От переедания знания и понимание уменьшается. Поистине наполнение желудка лишает проницательности. Ад-Дарани сказал: «Если ты осознал какую-либо нужду этого мира и Ахирата, не ешь, пока это не исполнится.
4. Переедание уменьшает богослужение. Когда человек много ест и много пьет, его тело тяжелеет. Сон побеждает его, и тело становится малоспособным к богослужению, и он не может ничего хорошего сделать, кроме сна.
5.Еще сказано: «Если ты из тех, кто много ест, считай себя больным, неизлечимой тяжелой болезнью».
О пророке Яхˈье сказано: «Однажды он увидел иблиса в одеянии с разнообразными инструментами. Пророк Яхˈья спросил: «Что это?», тот ответил: «Это оружие (инструменты) с которыми я охочусь на детей Адама.» Пророк Яхˈья спросил: «Есть ли во мне что-нибудь из этих страстей?». Тот ответил: «Нет, но в одну ночь ты поел досыта, и этим мы тебя разленили к намазу». Пророк Яхˈья сказал: «Вот я клянусь, что с этого момента я больше не ел и не буду есть досыта». Иблис сказал: «Я тоже клянусь больше никогда никому не делать наставление». Это история о человеке, который за всю свою жизнь поел досыта только в одну ночь и этим получил вред. А каково же будет состояние человека, который не голодал ни в одну ночь, и к тому же намеревающийся совершить богослужение.
5. Переедание уничтожает сладость богослужения. Абу Бакр Сиддикˈ сказал: «После принятия Ислама я никогда не ел досыта, чтобы познать сладость поклонения Господу. До утоления жажды воду тоже не пил, ради страстного желания встречи с Аллаhом». Это образ людей высокого уровня.
Ад-Дарани сказал: «Богослужение мне становится особо сладким, когда мой живот приближается к моей спине».
6. В переедании есть опасение употребления сомнительного и запретного.
От Пророка (ﷺ)передано: «Дозволенное ты получаешь только для удовлетворения потребностей, а запретное — очень много».
7. Переедание расслабляет сердце и тело, в первую очередь, в поисках еды, затем готовя еду, в третьих — поедая его и соблюдая чистоту при этом, в четвертых — очищаясь от нее, в пятых — очищаясь от недостатков и болезней полученных от нее.
Пророк (ﷺ)сказал: «Причина всех болезней — это еда» (т.е. наполнение желудка и не переваривания). Основой любого лекарства является голодание, то есть ограничение еды, отказ от того, что наносит вред.
От Малика Бин Динара передано: «О люди, я хожу по нужде и стыжусь своего Господа от того, что я много ем, хотел бы, чтобы Аллаhдаровал мне небольшой камушек, чтобы сосать его до смерти».
8. От переедания бывают беды связанные с Ахиратом, связанные с трудностями смерти. В хадисе говорится, что горечь смерти бывает равной тому, что он ел и пил в жизни. Тот, кто больше вкушал удовольствий в жизни, горечь его смерти настолько же увеличивается.
9. Это уменьшение вознаграждения.
Поистине, насколько ты вкусил удовольствие на Земле, настолько же уменьшаются твои удовольствия в Ахирате. Поэтому Всевышний Аллаhсказал Пророку (ﷺ): «Я открываю тебе блага этого мира, но не уменьшу этим блага для тебя в Ахирате». Это особое отношение к Пророку (ﷺ), через которое становится понятным, что для других уменьшаются блага в Ахирате, настолько насколько они дарованы ему в этом мире.
10. Лишение даров в Ахирате и спрос за это.
От Али (да будет доволен им Аллаh) передается: «Поистине, за дозволенное этого мира будет отчет в Ахирате, а запретное приведет к наказанию».
Это разъяснение всех десяти бед от переедания, в каждом из которых есть наставление для размышляющих. Ты усердствуй в дозволенном, чтобы иметь возможность совершать богослужения, и довольствуйся достаточным. Если так убережешься от плохого, то и спрос будет недолгим, и от даров Рая не будешь отдален.
Алиев Мух1аммад.