Есть случаи, в которых желательно читать Азан и Икамат помимо намаза. Является желательным новорождённому ребёнку в правое ухо читать Азан, а в левое — Икамат. Прочитав Азан в правое ухо, также является желательным чтение в ухо сурإنّا اَنزَلنَاهُ ) ) «Инна анзальнагьу » и قُل هُوَ اللهُ أحَدٌ )) «Къуль гьува Ллагьу ахIад», после чего желательно произнести следующие слова:
إِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَ ذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
«Инни угIИзугьА бика ва зуррийатагьА мина щайтIАни рражИм».
Смысл: («Поистине, я прошу Тебя уберечь этого ребёнка и его потомство от проклятого шайтана»).
Также является желательным прочитать Азан в ухо людям и животным в следующих случаях: больному, которым овладел джин, при очень сильной тревоге, при очень сильной злобе, при изменении характера и склонении его в плохую сторону. За путником и на месте пожара тоже желательно читать Азан.
Помимо намаза в вышеупомянутых случаях не является желательным отвечать на Азан и Икамат.
Заключение Шариата относительно Азана, звучащего по радио или другим средствам коммуникации
Азан, звучащий через кассеты и диски не является действительным Азаном. Если в селе или в городе этим ограничиваются, то жители той или иной местности (села, города) являются одними из тех, кто не выполняет фарз и сунну по отношению к Алимам, которые считают это (Азан) фарзул кифаятом (обязанность, возложенная на всех, взыскание иска которого отпадает, если совершает хотя бы одно лицо) и очень желательной сунной. Поэтому слушать и отвечать на Азан, звучащий через кассеты, диски, компьютер или часы, со встроенным Азаном, не является желательным. А что касается Азана, звучащего с какой-либо мечети, передающегося по телевизору или радио в прямом эфире на далёкое расстояние, то прислушаться к нему и отвечать на него является желательным. Но если вдруг мы узнаем, что это звучит через диск, то в таком случае не является желательным. Такое решение установили и придерживаются этого большинство современных ученых (Алимов) арабских стран.
Перевод из книги Ахмада-хаджи Годоберинского. «Иршадуль аввам иля фикхи дини Халикил Анам»