Большинство исламских ученых сошлись во мнении, что жидкость опьяняющее человека является наджасой (нечистотой). Доводом для этого они приводят аят из Священного Корана, в котором говорится, что "хамр", то есть вино является "рижсом". Многие ученые говорят, что значение слова "рижс" такое же, как и у слова "наджас" (нечистота). Есть и те кто дал слову "рижс" иные значения.
У спирта, и у любой другой жидкости, опьяняющее человека, приготовленное не только из винограда, такое же решение, как и у хамра, то есть вина, так как пророк Мухаммад (ﷺ) сказал:
«كل مسكر خمر و كل خمر حرام»
Смысл: «всё что опьяняет человека является хамром, а все что называется хамром харам (запретное)».
Есть некоторые ученые, которые соглашаются, что смысл слова "рижс" такое же как и у слова "нажас", но вместе с этим они утверждают, что нечистота хамра подобно нечистоте майсира (азартная игра) и других вещей упомянутых в Коране в месте с хамром в одном аяте, то есть нечистота в переносном смысле к примеру, как мерзость.
Среди современных известных ученых не мало и тех, которые говорят, что опьяняющая жидкость не является нажасом для намаза.
В Азхаре, на совете где собрались десятки исламских ученых вынесли фетву, что спирт не является нечистотой.
С этим же согласны и Имам А-Щавкани, Мухаммад Рида, из Шафиитов Аль-Музани и другие ученые.
Учитывая решение этих ученых, спиртосодержащую продукцию, такие как одеколон, духи, мыло, шампунь, крема, можно использовать, а из напитков например, лимонад и квас можно употреблять, можно заняться её куплей, продажей, также можно совершить намаз человеку с испачканным такой продукцией телом или одеждой.
Когда увеличивается количество продуктов питания, в которых добавлен спирт с намерением, чтоб этот продукт не портился, учитывая нужду в таких продуктах из за безвыходности и другие ученые говорят, что делается афву с таких продуктов то есть разрешается употреблять.
Также, если по нужде пришлось использовать спирт для растирания тела или ею испачкалась одежда, и отстирать нету возможности, то можно опираться на фетву таких ученых, и уже совершенные в таком состоянии намазы можно не возмещать, следуя за учеными которые разрешили это.
Как бы то не было, хотелось бы отметить, что в нашем Шафиитском мазхабе, спирт и другие жидкости опьяняющие человека являются нечистотой, такого же мнения и большинство ученых, хоть при безвыходных ситуациях можно ссылаться на тех ученых, которые говорят, что использование спирта в каких-то ситуациях разрешена, но мы не должны забывать, быть крайне осторожными, внимательными и не относиться ко всему этому поверхностно, является предосторожностью и богобоязненностью.
Продукция, в состав которых входит спирт, такие как одеколон, духи, лимонад, квас, пепси, основой у которых является вода, допускаются к употреблению, учитывая ее способ изготовления. Если на заводах где изготавливаются такие продукции, с большим количеством воды то есть не менее 216-литров разбавляется спирт количество которого не меняет цвет, запах, вкус этой воды, то такую воду можно употреблять, если даже знаешь, что в нее добавлен спирт, если даже её после этого разлили в тару.
А если вода изменена чем ни будь чистым не являющимся спиртом разбавленным в воду для вкуса или цвета оно является чистым разрешённым к употреблению, если даже такая измененная вода не очищает от наджаса и ее нельзя использовать для малого или большого омовения.