Мечеть Ахмадийе Стамбула
После того как на месте Византии прочно утвердилась Османская империя, долгое время главным мусульманским храмом оставался переделанный в мечеть храм Святой Софии. И только в XVII веке султан Ахмед I приказал построить грандиозную мечеть, не уступающую красотой и шикарностью шедеврам византийской архитектуры. Так родилась мечеть, самая большая на территории Турции и по сей день…
Если быть точным, то мечеть официально называется «мечеть Ахмадийе», однако за отделку голубыми изразцами её начали называть именно так, и это название оказалось гораздо популярнее официального.
Стройка была начата в 1609 году, когда султану Ахмеду исполнилось только 19 лет.
Каждый мусульманин знает, что человек, построивший мечеть, станет одним из тех людей, которые будут получать вознаграждение за своё деяние и после окончания своего земного пути. Именно поэтому мусульмане усердны в постройке мечетей, и даже если средства не позволяют единолично возвести храм, то часто это делается сообща.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:
«К хорошим делам, которые не прекращаются после смерти верующего, относятся знания, которым он обучил людей и которые он распространил; праведный сын, которого он оставил после себя; Коран, который он оставил в наследство; мечеть или дом для путников, который он построил; река, которой он проложил дорогу; и доброе дело, которое он сделал при жизни, будучи в полном здравии. Награда за всё это дойдёт до него и после смерти».
Этот хадис передали Ибн Маджа, Ибн Хузейма и др…
Так или иначе, но выбор был сделан. Строительство мечети началось. На должность архитектора был приглашён Седефкар Мехмед Ага, один из наиболее талантливых учеников знаменитого Хаджи Синана. Непростое строительство продолжалось 7 лет, и в 1916 году мечеть Ахмадийе была открыта для верующих.
Мечеть Ахмадийе была сооружена на месте дворцов византийских императоров. Её стиль много почерпнул из традиционной мусульманской архитектуры и из классической византийской. Она внешне определённо напоминает собой мечеть Ая-Софья (храм св. Софии, переделанная в мечеть), особенно каскадами куполов, но в ней есть и свои изюминки, терпкий привкус пряностей Востока.
Мечеть — в настоящее время единственная, имеющая шесть минаретов. Как и в классическом варианте, четыре из них располагаются по углам здания, а два дополнительных — на внешних углах внутреннего двора, как бы охраняя вход в него.
Относительно именно такого числа минаретов тоже ходят легенды.
По одной из них — архитектор просто неправильно расслышал пожелание султана. И вместо «алтын минаре» («золотые минареты» с турецкого) остановился на версии «алты минаре» («шесть минаретов»). Согласно другой версии — по замыслу султана новая мечеть должна была во всём превзойти упоминавшийся уже Собор святой Софии, и именно поэтому минаретов в итоге оказалось именно шесть. Однако по той же легенде многие имамы возмутились поскольку у мечети в Мекке в то время было только пять минаретов, и обвинили султана в гордыне и попытке превознестись. Проблема была решена просто — султан не стал ничего менять в своей мечети, а просто оплатил постройку ещё двух дополнительных минаретов для Запретной Мечети.
Но так или иначе –мечеть Ахмадийе стала настоящим украшением Стамбула, гордостью Турции, одним из шедевров мусульманского зодчества.
Изначально мечеть строилась в составе огромного комплекса.
В него входили также медресе, больница, кухни, караван-сарай, благотворительные учреждения. К сожалению, в ХIХ веке больница и караван-сарай были разрушены. Но даже сейчас комплекс поражает своими размерами и красотой.
Во внутренний двор мечети можно зайти через любые из трёх ворот. В центре двора стоит огромный бассейн для совершения омовения, который к тому же прекрасно способствует смягчению летней жары внутри мечети. Восточное крыло занимает медресе — уже несколько столетий молодые мусульмане получают здесь основы исламских знаний.
Здание мечети окружает крытая колоннада из порфира, которая в свою очередь увенчана тридцатью куполами.
Зал мечети поистине огромен. Он способен одновременно вместить до 35 тысяч верующих. Крытые боковые галереи, образуемые стрельчатыми арками и белоснежными мраморными колоннами, не только увеличивают его площадь, но и придают некую грациозность сооружению и навевают впечатление необычайного простора. Двести шестьдесят больших окон буквально заливают зал солнечным светом, не оставляя неосвещённым ни единого уголка.
Главный купол кажется парящим в воздухе, несмотря на то, что его прочно поддерживают мраморные колонны. И с высоты 24 метра над залом спускается огромный светильник. Пол устилают великолепные ковры, чаще всего яркого вишнёвого и красного тонов — и это необыкновенно гармонирует с доминирующими цветами самой мечети — синим и голубым.
Голубые и белые ручной работы изникские изразцы создают фон весеннего неба, который отлично сочетается с цветочными орнаментами стен. Переплетение декоративных тюльпанов, лилий, гвоздик, роз — цветочные орнаменты на белоснежных стенах вызывают ощущение весеннего луга.
Купол и полукупола украшены орнаментальными надписями — аятами и сурами из Корана и изречениями Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра.
Стена, расположенная в направлении Киблы, украшена окнами из витражного стекла, которые, пропуская свет, дают ему необыкновенную окраску, подчёркивая красоту и изящность внутренней отделки и убранства.
Михраб поражает человеческое воображение, поскольку он вырезан из цельного куска белого мрамора и украшен тонкой резьбой. На михраб возведён кусок чёрного камня (тонкая плитка с красивым узором), привезённый, по легендам, из Мекки. Махфиль для муэдзина — одна из нескольких имеющихся в мире копий мекканского. Как известно из хроник, когда-то мечеть украшали 200 золотых пластин, украшенных драгоценными камнями, с именами Пророка, мир ему и благословение, первых халифов, изречениями из Корана. До настоящего времени они, к сожалению, не сохранились.
Западный вход в мечеть особенный, поскольку над ним висит цепь. Этим входом мог пользоваться султан, въезжая во двор мечети на коне. Проезжая под этой цепью, султан склонялся (цепь была повешена специально низко, чтобы проехать иначе было нельзя), что как бы символизировало преклонение одного из самых могущественных людей на земле перед высшей Божественной властью. В мечети султан, тем не менее, имел преимущества перед обычными верующими — он совершал молитву в специально огороженном резной мраморной решёткой месте под названием хюнкара. Также были предусмотрены специальные комнаты отдыха для султана и его семьи после совершения молитвы. Они располагаются в северо-восточной части мечети.
Султан Ахмед I успел полюбоваться на свою мечеть. Но через год после постройки он умирает и находит своё последнее упокоение в саду, недалеко от мечети, в склепе-тюрбе, увенчанном куполом на 8 колоннах.
Пережив своего Создателя на многие века, голубая мечеть вошла в историю. Именно в Голубой мечети в 1826 году был озвучен декрет Махмуда II о ликвидации янычарского корпуса. И вплоть до 1918 года именно от неё ежегодно отправлялся в Мекку караван с подарками и паломниками для совершения хаджа.
Голубая мечеть стала символом Стамбула, его украшением на многие века. При всей своей монументальности и величественности она остаётся нежной и грациозной, как летящая в прыжке газель или замеревшая в полёте птица.