От Ибну ‘Аббāса (да будет доволен им Аллагь) рассказываюто том, как иблис пришел к Пророку (ﷺ), что однажды, выходя из мечети, Пророк (ﷺ)встретил у входа иблиса. «О проклятый, зачем ты пришел к моей мечети?» — спросил он его. Иблис ответил: «Меня сюда прислал Аллâћ (Свят Он и велик). Спроси меня о чем пожелаешь, я отвечу». В первую очередь Пророк (ﷺ)спросил: «О проклятый, зачем ты удерживаешь мою умму от посещения мечети для коллективного намаза?» Тот ответил: «Когда умма твоя начинает собираться в мечети для совершения коллективного намаза, меня трясет, лихорадит, и не проходит эта болезнь, пока они не разойдутся».
Как же будет стараться этот проклятый мешать людям собираться для коллективного намаза, если при этом он так болеет! Затем Пророк (ﷺ) спросил: «Зачем ты отвлекаешь мою умму от поиска знаний и чтения ду‘а (мольба обращенная к Аллаху), не давая им собираться ради этого?» Проклятый ответил: «Когда умма твоя собирается для приобретения знаний и чтения ду‘а, я становлюсь глухим и слепым, и не возвращаются ко мне слух и зрение, пока они не разойдутся после этих собраний». И далее спросил Пророк (ﷺ): «Зачем ты отвлекаешь мою умму от чтения Корана?» «Когда твоя умма начинает читать Коран, я расплавляюсь, словно свинец в огне», — ответил иблис. Еще Пророк (ﷺ)спросил: «Зачем ты удерживаешь мою умму от совершения джихада (усердие в распространении религии Аллаха)?» Иблис ответил: «С момента, когда они вышли на джихад, и до тех пор, пока не вернутся обратно домой, ноги мои сковываются кандалами, и я не могу двигаться. Когда же люди твоей общины вознамериваются раздать садака (пожертвование, совершаемое ради Аллаха), на мою голову опускают пилу и распиливают меня сверху донизу, как бревно». Рассказывают от Вахбу, да будет доволен им Аллâћ, что, когда пророк Нух (Ной) мир ему сошел с ковчега, к нему подошел иблис. Нух (Ной) мир ему спросил его: «О враг Аллâћа, скажи, что больше всего помогает тебе и воинству твоему в совращении детей Āдама, его потомков?» Иблис ответил: «Когда мы находим у человека такие черты, как жадность, ненасытность, зависть, гордыня, несдержанность, мы играем с ним, как дети с мячом, и называем его шайтанун маридом, то есть самым преуспевающим в своих делах, самым работоспособным шайтаном, ибо это черты наших старших (больших шайтанов)».
Материал взят из книги "Побуждение внять призыву корана" / Саида-афанди аль-Чиркави.