Всевышний Аллах наделил Пророка Мухаммада лучшим характером, лучшим телосложением и красивой внешностью. В истории человечества одни известные личности славились своей храбростью, другие щедростью, третьи кротостью, четвертые справедливостью, пятые мудростью и т. д. Но все они обладали ограниченным количеством таких прекрасных черт характера. Только Пророк Мухаммад (ﷺ) обладал всеми прекрасными чертами характера и не имел отрицательных качеств вовсе.
Причем прекрасные черты у него были выражены сильнее и совершеннее, чем у остальных. Об это нам свидетельствует восхваление его (ﷺ) в Коране, где Всевышний Аллах называет его (ﷺ) обладателем высочайшего нрава, прекрасного характера, украшающего не только его самого, но и все человечество.
О благонравии Пророка (ﷺ) и его способности воздействовать на людей свидетельствует хотя бы тот факт, что люди, известные в доисламской Аравии как варвары, для которых притеснение слабых, разбойничество, распутство, пьянство, взяточничество и т.д. были нормой поведения, под его влиянием стали прекрасными людьми, известными чистотой нравов, справедливостью, кротостью, щедростью и другими подобными качествами.
У Пророка (ﷺ) не было никаких признаков гордыни. При своем высоком положении он ездил верхом на осле, покрытой только плющом. Ходил позади людей. Сам чинил башмаки, ходил в поношенной одежде, сам штопал ее, помогал домашним по хозяйству, резал мясо вместе с ними. Он был самым застенчивым из всех людей, не мог смотреть прямо в лицо никому. Он говорил: «Стыдливость — от веры (имана), а вера находится в Раю, что же касается бесстыдства, то оно от грубости, а грубость находится в Аду». «Стыдливость и вера связаны друг с другом неразрывно, и если исчезнет одно, то обязательно исчезнет и другое», гласит другой хадис.
Посланник Аллаха (ﷺ) в ответ на приглашение шел и к рабу, и к свободному. Он принимал подарки, даже если это глоток молока, ляжка зайца, и ел вместе с тем, кто дарил. У него была одна служанка и слуга, но он не отличался от них ни в еде, ни в одежде. Он не унижал бедного за его бедность, и не возвеличивал короля за его богатство. Он никогда не ругал ни жену, ни слугу. Никогда не молчал, видя, что человек совершает запретное.
Когда в одном из сражений его попросили послать проклятие в адрес врагов, он ответил: «Я послан как милость, а не как проклинающий». Он первым приветствовал всех, кого встречал. Никогда не садился и не поднимался без упоминания имени Всевышнего. Если кто-либо подходил к нему во время намаза, он ускорял молитву и спрашивал, есть ли к нему какая-либо нужда. А если к нему обращался кто-либо из сподвижников или других, он отвечал словами: «Вот я перед тобой», выражая готовность выполнить их просьбу.
Да одарить нас Всевышний тавфиком перенимать от Посланника Аллаха (ﷺ) благие нравы. Аминь.