В 1187 году мусульманская армия штурмовала ворота Иерусалима. Во главе её стоял Салахуддин, один из могущественных лидеров Ислама, какого когда-либо знала мировая история. Воины Ислама пришли вернуть свой город, в кровавой битве 88 лет назад отобранный крестоносцами, призванных на борьбу папой римским. Почему в кровавой? Потому что захватчики уничтожили всех мусульман, не щадя никого: ни стариков, ни женщин, ни детей. Морем крови, пролитой без всякой причины, были омыты улицы священного города. Массовые убийства были продиктованы не военной необходимостью, а лишь тем, чтобы вселить ужас.
Именно поэтому теперь, когда Салахуддин пришёл освобождать город, внутри царил хаос, людей охватил ужас, потому что они помнили, что наделали тогда, когда забрали город у мусульман.
Воины Ислама сделали своё дело. Они зашли в Иерусалим с возгласами «Аллаху Акбар» и вернули священный город мусульманам. Этим легендарным поступком Салахуддин гарантированно занял себе место в истории как легендарный освободитель Иерусалима. Но легендой его сделало то, как он отнёсся к христианскому населению города.
Салахуддин решил не омывать улицы Иерусалима христианской кровью, как 88 лет тому назад они поступили с мусульманами. Он предпочёл розовую воду. Мусульманские солдаты направили свою энергию на то, чтобы очистить святые места от царившей там нечисти и грязи. Он запретил месть, тем самым сохранив жизнь ста тысяч христиан, которым было разрешено паломничество в Иерусалим. И это на фоне того, что священный город Иерусалим до прихода крестоносцев свободно посещали и христиане, и иудеи. Но как только захватили город крестоносцы, было закрыт доступ мусульманам и иудеям.
Как-то Салахуддин, разглядывая своё войско, увидел плачущую и бьющую об свою грудь руками женщину крестоносцев. Когда он спросил её о причине рыданий, она рассказала: «Мусульмане зашли в мою палатку и забрали мою маленькую дочку». От услышанного глаза Салахуддина наполнились слезами. Он повелел быстро разыскать дочь этой женщины и того, кто купил её в качестве рабыни, вернуть ему деньги и привести дочь к матери. Не прошло и часа, как всадник прискакал с маленькой девочкой, которую вернули её матери.
Салахуддин преподал крестоносцам урок. Пощадив жителей захваченного города, он показал им превосходство своей веры над верой врага.
В чём причина?
В чём же причина? Что заставило Салахуддина и его войско заглушить яростный зов мести? Что воздержало воинов Ислама устроить резню?
На эти вопросы отвечает сам Салахуддин аль-Аюби.
Когда Салахуддин проходил по улицам освобождённого священного города, его остановил старец с большим золотым крестом на шее. «О великий полководец, позволь спросить тебя? — обратился к нему старец. — Тебе была дарована победа, ты взял Иерусалим. Так что же удержало тебя от мести и желания поступить с христианами так же, как они поступили с вами?
Ведь они, завоевав город, зарезали ваших женщин, детей, стариков, не пощадив никого?»
«Религия меня удержала от этого, которая велит мне проявлять милосердие к слабым и запрещает убивать женщин, детей и стариков», — ответил Салахуддин. Тогда старец, изумлённый, не веря услышанному, переспрашивает: «Ваша религия Вам запретила отомстить тем, которые вас безжалостно убивали?» «Да, о старец. Наша религия велит нам прощать и совершать добрые поступки и отвечать на зло только добром, исполнять договора и прощать, когда имеем возможность отомстить», — ответил Салахуддин. «Как же прекрасна эта религия. Я воздаю хвалу Всевышнему за то, что он наставил меня на правильную дорогу в мои последние дни жизни. Что нужно сделать, чтобы принять вашу веру?» — спросил старец, и Салахуддин научил его формуле единобожия. Старец принял Ислам и до своей смерти жил красивой жизнью Ислама, за ним последовали многие его сородичи.
Пример для подражания
От кого унаследовал Салахуддин подобное благородство? Кто его научил этому?
Эти благородные качества были ему привиты Исламом. Ислам воспитал его как человека — легендарного героя и милосердного воина.
Примером для себя он считал Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и его отношение к мушрикам в день взятия Мекки.
Мушрики в течение двадцати лет издевались над Пророком (мир ему и благословение), убивали сподвижников, вели воины против них. И потом они боялись, что отношение Посланника Аллаха (мир ему и благословение) к ним будет таким же. Но как поступил Пророк (мир ему и благословение)? Он проявил к ним свою милость, он не стал устраивать резню, а просто простил их. В жестоком мире войн того времени Пророк (мир ему и благословение) мог спокойно отомстить и уничтожить всех своих врагов, и никто не удивился бы этому и не осудил бы его действия. Но та милость, которая была проявлена Пророком (мир ему и благословение), повергла мушриков в шок.
Таким благородным был Посланник Аллаха (мир ему и благословение), и такими же благородными были его последователи.
Какова была акыда Салахудина?
Во времена этого героя-муджахида жил имам ашаритов Мухаммад ибн Хибатилляхи аль-Макки аль-Бармаки. Он написал «Акыду ас-Саляхия», в которой преподнёс ашаритское вероубеждение, говоря о том, что Аллах не описан местом и временем, говоря, что слух Аллаха и видение происходят не через органы и что Он говорит речью без слов и звуков.
Он подарил её султану Салахуддину. Когда тот прочитал «Акыду ас-Саляхия», то велел преподавать её всем: от младших до старших, и читать с минаретов каждый день, чтобы мусульмане заучили её.
Имам Джалалуддин ас-Суюти в книге «аль-Васаильилямаарифатильаваиль» сказал:
قال الحافظ جلال الدين السيوطي الشافعي (توفي سنة 911 هـ) في كتابه (الوسائل إلى معرفة الأوائل) ما نصه: "فلما وُلي السلطان صلاح الدين بن أيوب أمر المؤذنين أن يعلنوا في وقت التسبيح بذكر العقيدة الأشعرية، فواظب المؤذنون على ذكرها كل ليلة إلى وقتنا هذا"
«Когда правителем стал Салахуддин аль-Аюби, он повелел муадзинам читать ашаритскую акиду и муэдзины продолжали это делать вплоть до нашего времени»
Теперь хочу спросить тех, кто называет последователей Абуль Хасана аль-Ашари заблудшими: «Неужели Салахуддин и его войско, которые были ашаритами, попадут в ад? Неужели те воины-ашариты, которые отдавали свои души во имя Аллаха, ради защиты религии попадут в ад? Ведь они ашариты!»
Подобное утверждение — ересь. Салахуддин аль-Аюби и его войско были ашаритами, так как знали, что эти убеждения есть убеждения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижников. Если кого-то беспокоит вопрос: «Если это акида Пророка (мир ему и благословение), то зачем тогда называть её ашаритской?», то ответ очень прост. Акиду ахлю-сунны стали называть ашаритской по той простой причине, что учёный Абуль Хасан аль-Ашари встал на защиту акиды ахлю-сунны и выдвигать неопровержимые доводы против мутазилитов. И именно по причине того, что он стал выстаивать акиду ахлю-сунны, стали называть эту акиду ашаритской.