[ فوضع على أحدهما نصفا و على الآخر نصفا و قال : إنه يهون عليهما ما دام فيهما من بلوتهما شيء ]
Шейхуль Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) пишет в комментариях к этому хадису (смысл):
واستَحَبَّ العُلَمَاءُ قِرَاءَةَ القُرْءَانِ عِنْدَ القَبرِ لِهَذَا الحَدِيثِ ، لأَنَّهُ إِذَا كَانَ يُرْجَى التَّخْفِيفُ بِتَسْبِيحِ الجَرِيدِ فَتِلاَوَةُ القُرْءَانِ أَوْلى
«Ученые одобрили и посчитали желательным, чтение Корана возле могилы.
В пользу этого они приводят хадис, в котором говорится, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) расщепил на две части ветку финиковой пальмы и укрепил эти половинки на двух могилах. Он сказал, что есть надежда на то, что, пока эти веточки сырые и зеленые и прославляют Всевышнего Аллаха, могильные муки этих усопших облегчатся. Если польза от славословия финиковых веточек дошла до покойных, то чтение Корана возле могилы тем более будет полезно. Это будет лучше и достойнее.
[Ан-Навави, «Сахиху Муслим би шархи н-Навави», том 3, стр. 202]
Великий муфассир, имам Абу Абдуллах аль-Куртуби аль-Малики (600-671 х/1204-1274 м) сказал:
وقد استدل بعض علمائنا على قراءة القرآن على القبر بحديث العسيب الرطب الذي شقّه النبي صلى الله عليه وسلم باثنين. ثم غرس على هذا واحدا و على هذا واحدا ثم قال : [ لعله أن يخفف عنهما ما لم يبسا ] خرجه البخاري و مسلم . و في مسند أبي داود الطيالسي : [ فوضع على أحدهما نصفا و على الآخر نصفا و قال : إنه يهون عليهما ما دام فيهما من بلوتهما شيء ] قالوا: ويُستفاد من هذا غرس الأشجار وقراءة القرآن على القبور، وإذا خُفِّفَ عنهم بالأشجار فكيف بقراءة الرجل المؤمن القرآن
«Некоторые ученые сделали вывод о чтении Корана на могиле из хадиса о влажной ветке, которую разделил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, на две части и посадил одну часть (на одну могилу) другую на другую, и затем сказал: «Возможно, это облегчит [их участь], и это продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут». Этот хадис привели аль-Бухари и Муслим. В «Муснад» Абу Дауда ат-Таялиси: «И положил он на одну половину и на другую половину и сказал: это будет облегчать им пока в них будет, что-нибудь из влага».
Они (ученые) сказали: Они получают пользу и от посаженной ветки, и от чтения Корана на могиле, и когда облегчается для них от посаженной ветки, то как же будет от чтения Корана человеком уверовавшим в Аллаха».
[Аль-Куртуби, «ат-Тазкират»]