Саадухаджи из Батлуха сказал своему односельчанину Пашал Ахма, когда жена не полюбила его, Саадухаджи (рахимаhуллаh) пошел к нему с другими мюридами: "Эта жена тебя тоже не любит, она хочет уйти от тебя, может ты ей дашь развод?" И тогда Пашал Ахма отвечает: "Не разведусь я с ней". "Так, она же не любит тебя и не хочет с тобой жить" — сказали они. "Это вам кажется, что она меня не любит, а она любит меня, но даже если она не любит меня, зато я её люблю. Не отпущу я её". Почему он так сказал? Если мюрид скроет недостатки, изъяны жены и потерпит её, то для него это будет пользой на том свете.
Во времена Пророка (мир ему и благословение) одному сподвижнику (да будет доволен им Аллаh) сказали: "Отпусти ты эту жену, дай ей развод, эти постоянные домашние споры сказываются на твоем здоровье".
И тот сподвижник ответил: "Я-то её отпустил бы, если был бы уверен, что она не сделает другому мужу то же самое, что и мне. Если она и с другим будет вести себя так же плохо, как и со мной, то это отчасти будет и моей виной. Упаси Аллаh, чтобы из-за меня пострадал другой. Я лучше сам её потерплю".
Мухаммад Яъсуби (къуддиса сирруhу) пишет сыну Хасана устаза (къуддиса сирруhу) Мухаммадарифу-афанди (къуддиса сирруhу), когда он перешел жить в горы на два-три дня, и забрал с собой своего сына. Тогда Мухаммад Яг1суби (къуддиса сиррруhу) отправил к нему с письмом Мухаммада Афанди (къуддиса сирруhу) из Батлуха и сказал ему: "Поднимись туда к нему в горы и передай ему это письмо, перепиши оттуда и для себя". Ты передай ему: "Устаз, отец твой, не может разговаривать с твоей матерью, из-за того, что взял другую жену, старший брат много работает и ему тоже не до отца, ты единственный кто должен быть рядом с ним, а ты переселился в горы, нужно ведь пожалеть и отца". Вот такие проблемы бывают в каждой семье.
Нужно проявить терпение друг к другу, жена к мужу и муж к жене, родители к детям и дети к родителям. Мухаммадариф-афанди (къуддиса сирруhу) в то время взял вторую жену из с.Голотль и Мухаммад-Афанди (къуддиса сирруhу) из Батлуха спросил у него: "Почему ты не посоветовался с отцом, со своим устазом, когда брал жену?" Мухаммадариф-афанди (къуддиса сирруhу) ответил, что он спрашивал у отца. "Как же это ты спрашивал?" — спросил опять Мухаммад-Афанди (къуддиса сирруhу). "Я принес одежду отцу, которая сшила ему та самая женщина, он надел, и когда я спросил, нравится ли ему одежда, что она сшита для него, он ответил, что нравится и очень ему подошла. И сердцем тоже я спросил устаза разрешение жениться".
Сегодня мы живем в то время когда многоженство распространяется и стало обычным делом, стало даже болезнью нашего общества. Мюридам не следует строить любовь и общаться с чужими девушками, ставить никях с ними втайне от её отца и братьев. Без разрешения опекуна, не ставя его в известность жениться на девушке для нас недопустимо, особенно для мюридов, это неуважение к той девушке. Также мюриду следует спросить у устаза хотя бы сердцем, то есть, подумать, будет ли устаз доволен его поступком, и если ему покажется, что устаз не будет доволен, то оставить это намерение, проявляя адаб к устазу.
Некоторые приводят доводы, что по мазхабу имама Абуханифа (рахимаhуллаh) для девушки, которая выходит замуж не в первый раз, опекун не нужен. Но опекун ей нужен. В мазхабе имама Абуханифа (рахимаhуллаh) если опекун не отдаёт девушку замуж сам, то он должен хотя бы знать об этом. Опекун девушки должен знать, замужем ли его дочь или сестра или нет, где и с кем она живет. Если, допустим, отец этого не знает, то какой же он отец, какое он имеет к ней отношение. Отец должен знать, даже если он не находится рядом. А если отец позже узнает, что дочь вышла замуж без его разрешения, он имеет право расторгнуть этот брак, если девушке не был дан маhр за никях, установленный по месту и обычаю. Посмотрите сегодня сами, как всё это стало нашей болезнью.
К Абдулхамиду-Афанди из Инхо (къуддиса сирруhу) пришёл один мюрид и пожаловался на свою жену, что та стала непослушной, что ему с ней тяжело и спросил, что же ему с ней делать? Кудияв из Инхо (къуддиса сирруhу) ему ответил: "Женщины всегда были такими, потому что созданы из кривого ребра, ты не старайся исправлять жену, бери пользу от неё такой, какая она есть для тебя".
Омарил Мухаммад из Датуна сказал: "Женщина для нас является большим чудом. Утром жена идет в сарай, кормит там скот, водит их к пастуху, идёт за травой, косит и сушит, потом на спине тащит домой, работает целыми днями в колхозе, вечером опять возится со скотом, готовит еду для семьи, удовлетворяет желания мужа". Мы должны благодарить Всевышнего за всё это, Альхамдулиллаh.
Еще в Батлухе жил хороший мюрид Салих, который никогда не обижал жену и когда он услышал, как другие обижают своих жён, он сказал: "Я часто и много болел в своей жизни, и от всех болезней меня лечила жена. Она делала мне творог из прокисшего молока и в горячем же виде вместе с сывороткой приносила мне его, это помогало мне вылечиться от всех моих болезней". И еще он сказал, что нам надо понимать каким благом для нас является жена. Мы не растили её с детства, не кормили и не одевали, когда мы достигли того возраста, когда нам тяжело без женщины, нам приводят женщину в дом, по закону Всевышнего. По слову Всевышнего нам отдают девушку той красоты, тех параметров телосложения, в которых мы нуждаемся. Разве это не благо для нас? За это тоже мы должны быть благодарны.
К Мухаммаду-Афанди из Батлуха (къуддиса сирруhу) пришел один его мюрид и рассказал, что про жену его сына ходят неприличные слухи. Устаз говорит ему: "Ты смотри, вначале выясни правду и узнай точно, не делай поспешных выводов и решений, от женщин фитны очень много. Имам Али Шазали (къуддиса сирругьу) произнося 7 разных имён Аллаhа просил каждый день беречь его от фитны женщин".
Хажиясул Мухаммад из Гоцатль еще в молодости пришел в Асаб к Абдурахману-хаджи (къуддиса сирруhу) за вирдом вместе с женой. И тогда ему говорит устаз: "Мухаммад, у вас есть дети и вам нужно заняться их воспитанием и прокормить их. Если вы оба станете мюридами и будете делать вирды, кому-то ведь нужно и за детьми смотреть. Может, ты возьмёшь вирд, а жену оставишь, я вижу у неё в сердце любовь к мирскому, пусть она присмотрит за детьми и за мирским".
И таким же образом, если муж занят религиозной работой, будь он имамом или кем-то еще, или занят изучением исламских знаний на год или же больше, жена может делать то, что ей под силу, по своим возможностям обеспечить пропитание семьи, тем самым она помогает мужу в богоугодном деле, и то, что она сделала для мужа будет дозволенным. Если муж занят такой работой, жена может взять на себя всю работу по хозяйству, она может помочь.
Абдуразакил Мухаммад из села Гоор (рахимаhуллаh) говорил, что когда он после намазов делает дуа, чтоб Аллаhдал ему гурию, то даже тогда он боится, вдруг та гурия будет похожа на его жену, так как было нелегко дома с женой. Еще он сказал: "Почему же у пьющих мужчин жёны послушные, чем жены мюридов? Потому, что бутылка алкоголика может ранить её, а наши чётки не могут".
Женщине нужна и строгость, нельзя её чересчур распускать. Устаз Хумайд-Афанди (къуддиса сирруhу) сказал Мухаммаду-Афанди из Батлуха (къуддиса сирруhу): "Идем кушать чистую еду, приготовленную маленькой девочкой, которая еще не доросла до грехов". Дома была жена, но он ел еду несовершеннолетней внучки. И тогда его жена Айшатхатум немного обиделась и говорит обращаясь к Мухаммаду-Афанди (къуддиса сирруhу): "Мухаммад, посмотри на него, он меня даже за водой не пускает, когда я без омовения, неужели мы так не чисты и в таком скверном состоянии в этот период?". Тогда её муж говорит: "Нет, мы не виним вас ни в чём и не осуждаем вас за то, что Аллаhдал вам такую болезнь. Иногда сильный лев тоже опасается маленького пугливого зайца, и мягкий свинец может испортить даже самый твёрдый алмаз. Нам, мюридам накшубандийского тариката, нельзя кушать еду приготовленную женщиной, у которой нарушено омовение, то есть в период менструации, не потому что вы скверны, а потому что нам нельзя". Задумайтесь и над этим.
Мухаммад-Афанди из Батлуха (къуддиса сирруhу) когда услышал, что человек по имени Камиль взял вторую жену сказал: "Вот наш Камиль поступил очень мужественно, взяв вторую жену". Почему же он сказал, что тот поступил по-мужски? Потому что мужчины обычно крутят романы с женщинами, ищут развлечения втайне от жён, а Камиль взял жену путём, разрешенным Аллаhом. Этим он и был им доволен.
Как мы сегодня себя ведём? Мужчины боятся своих жён и совершают запрещенное зина (прелюбодеяние), не делать этого тоже не могут, даже если боятся жён, и даже боятся признаться, что у него никях с другой женщиной.
Еще они боятся, что люди скажут, мол, вот он боится жену и не может ничего лишнего делать. В итоге рождаются дети от зина, за это возможно его убийство, убийство его ребенка, и той, с которой делал зина, если будет шариатское решение на это. Всё это он берет на себя, боясь жены. Разве не являемся мы одними из них? Нам надо если боимся жён сидеть возле них и ничего себе не позволять или же вести себя как подобает настоящему мужчине. Есть сегодня один среди нас, зовут его Ибраhим, который сам живёт без жены, который не захотел терпеть выходки своей жены и когда ему сказали, что жена дома нужна, необходима просто, он начал рассказывать обо всех недостатках своей жены. Тогда Мухаммад-Афанди из Батлуха (къуддиса сирруhу) сказал ему: "Ибраhим, я бы снял тебе целое кино про наших жён, которых мы терпим, терпи и ты". Или он должен быть с женой и скрывать все её недостатки, проявить терпение к ней или пусть будет без жены. Муж должен уметь ладить с женой, иметь к ней терпение.
Азанхаджияв из Карата во времена Хасана устаза (къуддиса сирруhу) считался самым богобоязненным и искренним в поклонении Всевышнему мюридом. Когда он пришел к Хасану устазу (къуддиса сирруhу) со своей женой и тот вышел от устаза, то устаз позвал его жену и сказал ей: «Ты своего мужа особо не напрягай по мирскому или по работе дома, он рожден в исламе для тариката. Делай, что можешь сама и старайся освободить его от домашних хлопот». Азанхаджияв говорил, что он за 40 лет ни утром, ни вечером, ни разу не делал вирды без полного омовения. Представьте себе, в каких условиях они жили тогда в горах, это холодная вода и тазик с кувшином, и смотрите, как мы живем сегодня и с такими условиями иногда позволяем себе делать вирды просто без омовения.
Когда у него умерла та жена, он взял другую, но развелся с ней, ему посоветовали взять еще одну жену, но он отказался, сказав, что она тоже будет мешать ему делать вирды, принуждать его делать домашнюю работу, что ему некогда, что он должен поклоняться Всевышнему. Ему сказали, что эта женщина хорошая, не такая, как та, и не будет ему мешать в богослужении. Тогда он сказал: "Все они такие же хорошие, но как выйдут замуж оказываются одинаковыми".
Азанхаджи был очень хорошим мюридом Хумайда-Афанди (къуддиса сирруhу), достигший уровня высшего муракъаба, и когда устаз покинул этот мир, Азанхаджи пошел к устазу из Уриба. Устаз даже не стал спрашивать у него какое у него задание и что он делает, дал ему первую ступеньку, сердечный зикр и отправил домой, хотя Азанхаджи закончил муракъаба. Не говоря ни слова, он молча ушел и целый год делал сердечный зикр. Когда он спустя год пришел опять к устазу, устаз поднял его сразу до высшего муракъаба, которого он раньше делал. Вот так нас проверяют наши устазы.
Мы должны ходить к устазу не для того, чтобы что-то взять, а для того, чтобы они лечили наши больные сердца, мы идем к ним за лекарством для наших сердец. Нужно делать то, что нам говорит наш устаз, не задавая вопросов и не говоря ему, что вы уже прошли это и то.