Недавно я обратил внимание на то, что некоторые люди утверждают, что долгие часы поста в Великобритании следует сократить, поскольку Ислам не возлагает трудностей на своих последователей.
Абсурдность этого мнения такова, что даже не заслуживает ответа. Даже маленьким детям известно, что в Исламе пост начинается на рассвете и оканчивается с заходом солнца.
Однако, поскольку некоторых людей действительно смущает этот вопрос, я решил кратко пояснить его.
Коран и Сунна четко ограничивают время поста следующим образом — от истинного рассвета (аль-фаджр ас-садик) до заката (гуруб аш-шамс). На этом сошлась вся мусульманская умма, начиная от времени сподвижников и до сегодняшнего дня. Никто никогда в исламской истории не выступал против этого базового момента в понимании правил поста. Многие мусульмане в течение многих лет держали пост в странах с чрезвычайно жарким климатом в тяжелых условиях, и никто из них никогда не думал о том, что часы поста хорошо бы сократить.
Действительно в таких странах как Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция(прим. переводчика — также в северных городах России, как Москва, Санкт-Петербург и других) часы поста могут быть продолжительностью 18, 19, 20 и даже более часов. В таких случаях в шариате есть простое решение, которое регулирует все аспекты поклонения: если конкретный человек на самом деле рискует заболеть или даже умереть вследствие поста (по причине слабого здоровья, например), то ему дозволяется отложить пост на другое время, когда дни будут более короткими, или у него появятся физические возможности. Это очень просто: если вы можете держать пост, держите его полный день, если нет — отложите его, но не сокращайте часы поста!
Будет большой ошибкой выдать фетву, что тот человек, который не в состоянии держать пост полный день, может сокращать его часы. Состояние каждого человека должно рассматриваться отдельно: если так установил надежный врач, или человек сам знает по прошлому опыту, что он может серьезно заболеть и нанести себе вред, если будет держать пост в длинные дни, шариат дозволяет ему не держать пост в Рамадан, а возместить его как долг в более позднее время.
Некоторые люди путают фетвы классических ученых и факихов (правоведов) относительно поста в районах высоких широт. Эти ученые обсуждали время поста не в местах, где солнце заходит поздно, а там, где солнце не заходит вообще. Таким образом, здесь мы имеем дело с двумя вариантами: 1) районы, где солнце заходит, хотя и очень поздно; 2) и районы, где солнце не заходит вообще.
В первом случае следует держать пост так, как описано выше, в то время как в последнем случае есть возможность для действительного разногласия. Я посетил такие районы высоких широт во время моего визита в Норвегию, где световой день составляет 24 часа (солнце вообще не заходит). Мусульманам, живущим в таких районах, нужно следовать фетвам тех ученых, которым они доверяют.
Однако, в тех местностях, где солнце садится поздно, следует держать пост целый день, кроме исключительных случаев. Таким образом, пожилые, больные, слабые и другие люди, которые не в состоянии держать пост целый день без риска для здоровья, могут возместить свои посты после Рамадана. А Аллах знает лучше.
Муфтий Мухаммад ибн Адама аль-Каусари, хафизахулла
Источник. Azan.kz