Ка’б бин Уджра (разияллаhу ‘анhу) рассказывает, что однажды Расулюллаh (салляллаhу ‘алайhи ва саллям) сказал: "Подойдите к мимбару (кафедра)". Мы подошли. И когда он встал на первую ступень, то сказал: "Аминь".
Когда поднялся на вторую ступень, то сказал: "Аминь". Когда поднялся на третью, то сказал: "Аминь".
Когда он, (закончив проповедь), спустился вниз, мы сказали ему, что услышали от него сегодня такое, что никогда не слышали раньше.
Он ответил: «Ко мне пришёл Джибриль (‘алейhи ссалям). И когда я поднялся на первую ступень, он сказал: "Гибель тому, кто встретил Рамазан и всё равно не получил прощения". Тогда я сказал: "Аминь". Затем, когда я поднялся на вторую ступень, он сказал: "Гибель тому, кто услышал твоё благословенное имя и не произнес салават". Я опять сказал: "Аминь". Когда он поднялся на третью ступень, то произнёс: "Гибель тому, чьи родители, оба или один из них дойдут до старости своих лет, и благодаря им он не зайдёт в рай". И я сказал: "Аминь"».
ПРИМЕЧАНИЕ
В этом хадисе ангел Джибриль (‘алайhи ссалям) сделал три ду’а проклятия. И Расулюллаh (салляллаhу ‘алайhи ва саллям) на все три сказал аминь. Во-первых, проклятие такого приближённого к Аллаху Та’аля ангела, как Джибриль (‘алайhи ссалям), это не мало, затем ещё Расулюллаh (салляллаhу ‘алайhи ва саллям) сказал аминь. То, насколько это проклятие стало суровым, очевидно. Пусть АллаhТа’аля даст нам уберечься от этих трёх вещей и защитит нас от того зла, иначе какие могут быть сомнения в нашей гибели. Из некоторых приведённых в "Дурре Майсур" хадисов становится известно, что Джибриль (‘алайhи ссалям) сам велел Посланнику Аллаха (салляллаhу ‘алайhи ва саллям) говорить “аминь”. И Расулюллаh (салляллаhу ‘алейhи ва саллям) говорил аминь, что внушает ещё большие предостережения.
Первый человек — это тот, кто провёл месяц Рамазан и не получил прощения. Это значит, что такое благословенное время, как Рамазан, он провёл в пренебрежении и грехах, в то время как в Рамазане прощение и милости Аллаhа Та’аля льются, как дождь. И если человек провёл этот благословенный месяц, таким образом, что из-за своих грехов и недостатков лишился прощения Аллаhа, тогда как он найдёт ещё лучшее время для прощения, и какие могут быть сомнения в его гибели. А способ заслужить прощения таков, что, совершая с большим старанием то, что положено в благословенном Рамазане, а именно уразу и таравих, также надо раскаиваться за свои грехи и просить прощение.
Второй, для которого было сделано проклятие — это не читающий салават при упоминании имени Расулюллаhа (салляллаhу ‘алайхи ва саллям). Эта тема приводится также и во многих других хадисах. По этой причине, по мнению некоторых учёных, когда бы ни упоминалось благословенное имя Посланника Аллаhа (салляллаhу ‘алайhи ва саллям), читать салават услышавшим его — обязателен. Приводится ещё много других предостережений по поводу того человека, перед которым упомянуто имя Расулюллаh (салляллаhу ‘алайhи ва саллям), и он не читает салават. В некоторых хадисах такого человека включают в число несчастных и жадных, далее называют его жестоким и потерявшим дорогу в рай, он даже назван входящим в ад и грешником. И даже сказано, что он не увидит лицо Посланника Аллаhа (салляллаhу ‘алайhи ва саллям).
Сами ценности салавата таковы, что лишившийся их — это окончательно несчастный. Что может быть большей ценностью, чем то, когда на читающего салават Посланнику Аллаhа (салляллаhу ‘алайhи ва саллям) один раз, Аллаhу Та’аля посылает милость десять раз. И ангелы просят для него ду’а о прощении грехов, о повышении степеней и о получении награды как гора Ухуд, чтобы заступничество Расулюллаhа (салляллаhу ‘алайhи ва саллям) было для него обязательным.
Далее довольство Аллаhа Та’аля, Его милость, защита от Его гнева, спасение от ужасов Судного Дня, и увидеть перед смертью своё место в раю, и множество других обещаний названы за чтение салавата в особых количествах. Кроме того, удаляются бедность и голод. Появляется близость к Аллаhу Та’аля и Его Посланнику (салляллаhу ‘алайhи ва саллям). Даётся помощь против врагов. Сердце очищается от лицемерия и ржавчины. Люди любят его. Есть ещё много других ценностей за чтение салавата в большом количестве, которые приведены в хадисах. Законоведы дали следующее объяснение, что читать салават один раз в жизни это фарз. Учёные всех четырёх мазхабов согласны с этим.
Третий — это тот человек, у которого один или оба из его старых родителей живы, и он не ухаживает за ними настолько, чтобы из-за этого стать достойным рая. Обязанности перед родителями подтверждаются также многими хадисами. В отношении обязанностей перед ними учёные пишут, что нужно обязательно слушаться родителей в отношении дозволенных дел. Далее пишут, что нельзя обходиться с ними непочтительно, обращаться к ним высокомерно, даже если они язычники. Не поднимайте ваш голос выше их голоса. Не зовите их по именам. Не главенствуйте над ними в каком-либо деле. В призыве их к добру и отстранении от зла будьте вежливыми, если они не примут вашего призыва, продолжайте относиться к ним благосклонно, и просите за них ду’а о наставлении. Короче говоря, во всех делах соблюдайте уважение к ним.
В одном хадисе сказано, что самая лучшая дверь из дверей рая — это отец. Если хочешь, — береги её, хочешь, — потеряй. Один сподвижник (разияллаhу ‘анhу) спросил у Расулюллаhа (салляллаhу ‘алайhи ва саллям) о правах родителей. Расулюллаh(салляллаhу ‘алайhи ва саллям) ответил: “Они — твой рай или ад”. То есть их довольство — рай, а их недовольство — ад. В одном хадисе сказано, что один взгляд послушного сына на отца с любовью и симпатией, имеет награду как за один принятый хадж. В другом хадисе сказано, что кроме многобожия, Аллаhу Та’аля прощает любые грехи, какие пожелает. Но за непокорность к родителям Аллаhу Та’аля даёт наказание уже в этом мире перед смертью. Один сподвижник (разиаллаhу ‘анhу) сказал, что намеревается идти на джихад. Расулюллаh (салляллаhу ‘алайхи ва саллям) спросил, жива ли его мать. Он ответил, что да. Расулюллаh (салляллаhу ‘алайhи ва саллям) сказал: “Ухаживай за ней, под её ногами находится рай для тебя”.
В одном хадисе сказано, что довольство Аллаhа Та’аля в довольстве отца, и недовольство Аллаhа Та’аля в недовольстве отца. Во многих других хадисах также приводится о внимании и почтении к родителям. Для тех, у которых имеются прегрешения на этот счёт, благодаря небрежению, а теперь их родителей нет в живых, в священном шари'ате есть искупление. В одном хадисе сказано, что у кого родители умерли, и он был непослушным им, то с помощью многократных ду’а и прощения для них, он засчитается из числа послушных. В другом хадисе сказано, что лучшее добро после смерти отца, это поддерживать отношения с его знакомыми.
Автор: Шейхуль хадис Мухаммад Закария Кандехлеви (рахимахуЛлах)
Книга: «Фаза’ил Рамадан»
Источник: azan.kz