Суть Ислама в поиске социальной справедливости, в установлении моральных норм и привычек, человеколюбивых отношений. Ислам — религия «Писания». Ислам — покорность Богу, всемогущему Аллаhу, но он не ограничивает свободы личности, не подчиняет одного человека другому. Вероучение мусульманской религии очень простое: мусульманин должен твёрдо верить в единственного Бога — Аллаhа.
Верующие в единого Бога, не преступившие закон люди после смерти будут наслаждаться в раю, грешникам место в аду.
Шариат
особенностью Ислама считается то, что он регулирует все стороны жизни человека, создаёт особый образ жизни мусульманина. Личная, семейная и общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад — всё это целиком подчинено религиозному закону — шариату.
Коран
Коран состоит из ста четырнадцати глав (сур). Они расположены, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры Мекканские (более ранние) и Мединские (более поздние) перемешаны. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаhа чередуются с предписаниями, запретами и угрозами “геенной” в будущей жизни всем грешникам. Наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаhа. Коран оказал огромное влияние на все последующее развитие мусульманской культуры. Работа над созданием единого текста Корана, установление правил его чтения, его толкования способствовали формированию единого литературного арабского языка. Юридические предписания Корана легли в основу мусульманского права.
Арабская философия
Исламская культура богата философскими и художественными традициями. Философия (фалсафа) представленная Фараби, Ибн-Синой, Ибн Рушдом и другими внесла весомый вклад в мировую мысль.
Фараби (870-950) развивал идеи Аристотеля. Также он разрабатывал учение об идеальном обществе, которое должно основываться на принципах, общих и человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу.
Ибн-Сина (Авиценна) жил в XI веке. Он автор фундаментальных трудов, в которых систематизировались все современные ему научные знания.
Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) — арабо-испанский философ. Большинство его трудов — комментарий к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается лишь учеными, так как только они оперируют доказательствами, но отнюдь не теологами.
Философия Востока была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики — в качестве способа ее получения и обоснования.
Литература
Мусульманская литература создавалась первоначально на арабском языке, а с X в. — и на персидском. Большого изящества, строгости и разнообразия форм достигла мусульманская поэзия. Очень любили мусульмане короткие поучительные рассказы.
Каллиграфия
Достижения мусульман в каллиграфии поразительны. Они изобрели множество почерков, каждый из которых использовался в зависимости от содержания переписываемого текста. Разнообразные надписи (по большей части — коранические аяты) покрывали мусульманские храмы как внутри, так и снаружи.
Посуда, дорогие ткани, оружие украшались мудрыми стихами и священными словами. Казалось, весь мир мусульман расписан славословиями Богу. Развитию каллиграфии способствовало то обстоятельство, что в это искусство внесли свой вклад многие народы, населявшие исламские земли от Испании до Бухары и Индии. Ведь все они, на каких бы языках ни говорили, пользовались арабской письменностью.
Поэтическое творчество было строжайше канонизировано. Арабо-мусульманский поэтический канон включал три основных раздела: метрику — «аруз», рифму — «кафийю», поэтические тропы и фигуры — «бади». Канонизация дала мощный толчок развитию искусства мусульманского Востока, сделала его художественно активным на протяжении многих столетий.
Наука: начиная с середины VIII века было сделано много переводов с греческого и сирийского языков на арабский. Переводились труды по философии, математике, астрономии, медицине. Центрами науки были: Багдад, Басра, Куфа, Харрон. В Багдаде существовал Дом науки, объединявший своего рода академию, библиотеку, обсерваторию, медресе. У арабов развивались математика, география, астрономия. Больших успехов достигла медицина. Существовало изречение: «Кто едет в путь ради науки, тому Бог облегчит дорогу в рай». Арабский географ всегда был странствователем, записывавшим собственные живые впечатления. Географ Масуди (живший в первой половине X в.), «арабский Геродот», уроженец Багдада, побывал в Персии, Индии, на Цейлоне, в Китае, у Каспийского моря, в Египте, на Мадагаскаре. Халифы Харун ар-Рашид и Мамун в начале IX в. покровительствовали наукам: при дворе стали переводить астрономические , математические и философские сочинения с греческого и индийского языков. Научные названия в европейских языках показывают, что европейцы были учениками арабов; слова «алгебра», «алкоголь», «зенит», «химия» взяты у арабов, так же, как многие другие из области обмена и торгового быта: «базар» , «магазин», «тариф», «арсенал», «цифра».
Архитектура
арабская архитектура унаследовала многие черты из: Месопотамии (кирпичную кладку), Египта (колонные залы), Византии (мраморную облицовку и мозаику). Были выработаны ранее неизвестные типы зданий: мечети, минареты, медресе, мавзолеи, роскошные дворцы и караван-сараи, крытые рынки. Богатство исламской архитектуры нашло своё отражение и воплощение в многочисленных дворцах эмиров и халифов.
Изобразительное искусство
изобразительное искусство арабского мира многообразно. Оно представлено различными видами орнамента, каллиграфией и книжной миниатюрой. Самой ранней формой искусства является арабеска — сложный линейно геометрический узор, построенный на математически точном сочетании предметов.
Наибольшего расцвета мусульманская живопись достигла в украшении книг. Текст обрамлялся сложными узорами. Однако главным искусством мусульман была не живопись, а каллиграфия, т. е. искусство красиво писать. Арабская азбука была создана в Сирии в VI в. Она состоит из 28 букв, пишут арабы, в отличие от европейцев, справа налево.