В Сунне Пророка (мир ему и благословение) есть много важных аспектов, которые нам крайне необходимо вспомнить, чтобы призывать других на прямой путь.
Один из таких аспектов — это терпение Пророка, проистекавшее из его глубочайшей веры.
Например, когда Пророк (мир ему и благословение) передавал учение ислама людям, он сообщал его постепенно, и для этого ему требовалось спокойствие и терпеливость.
Итак, неудивительно, что Аллах указывает на такую черту всех пророков, как терпение:
«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Коран, 32:24)
Верующий периодически (ежедневно, ежечасно) дает себе отчет по совершенным делам и поступкам: плохо или хорошо, греховно или праведно, легкомысленно отнесся к делу или с должным вниманием. За хорошие результаты мусульманин благодарит Всевышнего, а замечая промахи и проступки, — молит о прощении.
Это относительно внешних дел и поступков. Что же касается мира души, не ограниченного физическими законами, а потому объемного и многогранного, то здесь также важна мухасаба — внутренняя инспекция: духовный упадок или взлет, мобилизованность душевных устремлений в достижении поставленных целей или апатия, сонливость, работа спустя рукава.
Умение собраться с духом требует от человека определенного внимания и усидчивости.
والذين هم بربهم لا يشركون والذين هم بآيات ربهم يؤمنون إن الذين هم من خشية ربهم مشفقون
أولئك يسارعون في الخيرات وهم لها سابقون والذين يؤتون ما آتوا وقلوبهم وجلة أنهم إلى ربهم راجعون
«Воистину, [они те] чьи сердца трепетны пред Богом [мягки, робки, что стало их характерной чертою, несмотря на их физическую, интеллектуальную или духовную силу, трепет сердец не дает им совершать очевидно злое и греховное], кто верит Божьим знамениям [заключительное Писание, к примеру, и пророческие наставления важны и святы для них], кто не возносит кого — или чего-либо на уровень Творца, кто, давая [отдавая, тратя время, силы, средства на благодеяния, помогая другим, не кичится этим, не хвастается, а] ощущает трепет пред Богом на уровне сердца [не на словах], помня о том, что вернется к Нему [и тогда благодеяния для самого же себя и пригодятся, если возымели пред Богом статус именно благодеяния, а не одолжения или «неудобства отказать».
Уважаемые братья мусульмане, жизнь каждого человека, имеющего хоть какой-то жизненный опыт, полна как приятных, так и горьких воспоминаний. Некоторые люди рождаются и растут в теплых и нежных объятиях любящих родителей, воспитываются под их пристальным и заботливым взглядом, взрослеют, достигают зрелости и, прожив долгую и счастливую жизнь, уходят в мир иной. Другие же теряют своих родителей в раннем детстве и, не получая, таким образом, ни любви, ни заботы, ни ласки, ни внимания, делают свои шаги в этой нелегкой жизни. Сироты — это те, кто в детском или юношеском возрасте потеряли одного или обоих родителей.
Следует знать, что сироты и нищие — это те, кого Всевышний Аллах доверил в этой жизни не кому-нибудь, а мусульманам. Поэтому опекать сирот и неимущих, оказывать им посильную материальную и моральную помощь и поддержку является обязанностью каждого мусульманина.
|
|