Приводим некоторые отрывки из выступления главы республики Дагестан.
<...Я в свое время говорил, если человек мусульманин — это уже вызывает подозрения. К сожалению, так создано современными СМИ. Это даже не российская болезнь. Желая показать борьбу, которая между мусульманами и кем-то, мусульман представляют в таком образе, что якобы все они звери. Это не так. Современное исламское общество имеет разные характеристики. Среди представителей ислама есть выдающиеся люди — лауреаты нобелевской премии, писатели, поэты, журналисты, ученые. Уже нет того исламского мира, который был раньше.
Когда у меня спрашивают «Почему так?», я отвечаю, что до начала 60 годов прошлого века 94 % исламского мира была в колониальной зависимости. Исламские страны не так давно освободились, и находятся на этапе национально-антиколониального движения. А западные страны по-прежнему хотят их видеть в зависимости от себя и делают все для того, чтобы стравливать друг с другом. Эта политика дошла и до Дагестана — ослабить дагестанскую умму. Как можно было ослабить? Сначала нас пытались противопоставить христианам — это не получилось. Тогда изнутри начали. Любой верующий и неверующий человек не может просто так убивать другого, если он не защищает Родину и т.д. В каждом человек есть Бог, убийство человека — это убийство Бога. Об этом написано и в Коране. Недопустимо когда убийства происходят между мусульманами. Это грех, который не смывается. Если мы боремся за чистоту ислама, если действительно мусульмане — то почему мы впадаем в такой грех и при том осуждаем других. Это не наша задача, лишь Всевышний определяет, кто попадет в рай, кто в ад. Считаю, что это антимусульманская, антидагестанская акция по натравливанию мусульман друг против друга.
Я выступал и на международных конференциях, доказывал, что ислам и экстремизм разные понятия. Я даже стараюсь не писать «исламский экстремизм», а пишу «околоисламский экстремизм». Но надо и себя очищать. Джихад начинается с самоочищения. Если мы все мусульмане, давайте вместе объединяться, чтобы мы могли очистить Дагестан. В этом направлении нужно провести очень фундаментальную работу. В том числе и по образованию. Считаю, что у нас должен быть один хороший дагестанский университет с получением двух дипломов — теологического и высшего гуманитарного образования. Я пытался создать такой университет — в начале 90 годов создал гуманитарную академию, которая год проработала в Каспийске, потом мне всех пришлось размещать в Александрийском (Египет) университете. Давайте проводить аттестацию преподавателей, работающих в учебных заведениях, имамов совместно с муфтиятом, с приглашением известных ученых, которые прекрасно знают ислам, все направления в нем. Нам нужно и этом плане совершить очистку.
Верховный муфтий Сирии в свое время на мой вопрос о том, почему мусульманские страны отсталые, ответил «Некоторые мусульмане считают, что круглые сутки надо читать молитвы». Сказано — левую руку держи на сердце и советуйся с Аллахом, а правой рукой работай. Надо работать. А некоторые молитвой хотят заполнить работу. Такого не бывает. Каждый должен работать. Один из больших грехов в исламе проявление человеческой лени. Я часто привожу в пример то, что говорили в Дагестане «Не принимается молитва от того аула, где нет мастеров». Мы все должны быть мастерами в своем деле. По наитию работать очень опасно. Журналист должен быть профессионалом. Не каждый, кто пишет статью, является журналистом. Журналист — это аналитик, мыслитель, человек, который рекомендует и прогнозирует…>
<...У нас говорят, почему некоторые женщины в Дагестане ходят в арабской одежде, которую надевают в пустыне? Да потому, что мы перестали носить свою одежду. У нас есть разная одежда: та, которую надевают на работу, на свадьбу, вечеринку, встречу, в школу. У нас был митинг против запрета на ношение той или иной одежды. По этому поводу я сказал: Общественная палата, Министерства культуры, образования республики пригласите религиозных деятелей и вместе определите форму одежды. Наши женщины были одними из самых высоконравственных, женщины, которые рядом с мужьями и братьями садились на коней и защищали Дагестан. Но наши они садились на этих коней, не закрывая лица, не стесняясь никого, потому что у них было чистое лицо. Но если кто-то хочет носить ту или иную одежду, пожалуйста, но не надо навязывать ее всем. Нормы приличия надо соблюдать, все-таки у нас мусульманское общество, хотя и светское. Я человек светский, но определенные традиции я соблюдаю…>